Анализ текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии.

Содержание

Задание 1. Анализ текста 3
Задание 2. Анализ текста. 8
Задание 3. Анализ текста. 13
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.Анализ_текста.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, что современная  философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций.

Основным методом философии  при этом выступает теоретическое  мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако, думается, что  философия не только испытывает влияние  со стороны частных наук, но и  сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые так или иначе воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.д.).

 

Задание 3. Анализ текста.

 

«Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию… Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки… Философское познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования…

Настоящая философия, которой  действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы… призрачны и иллюзорны все попытки освободить философию от основной для нее темы о человеке. Философия антропологична еще и в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она неизбежно есть и практическая философия» (Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. - С. 30-33).

 

Исходя из анализа  данного текста, ответьте на следующие  вопросы:

 

  1. Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающего значение интуиции как формы познавательной деятельности людей.

 

Рационализму противостоит иррационализм, делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру». Под иррационализмом принято понимать философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство. Если в гегелевской рационалистической системе все действительное объявлялось разумным, а все разумное - действительным, то в иррационалистических учениях действительность была хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, стихии.

Философия стала говорить об иных, нерассудочных формах познания действительности, о том, что поведение  человека тоже не всегда основывается на разуме и логике, да и весь мир  в целом стал рассматриваться не с точки зрения упорядоченных процессов, которые можно описать четкими законами, а как иррациональная стихия, которую невозможно «разложить по полочкам».

 

  1. В чем заключаются чувственная и рациональная интуиции? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?

 

Интуиция – способность  непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании. Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность.

«Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию»8. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

«Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей  и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером  постижения истины»9.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности  от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.

В истории философии термины «чувственная интуиция», «интеллектуальная интуиция» всегда применялись в связи с определенными философскими теориями интуитивного знания. В этих теориях точное описание реальных видов «интуитивного» знания тесно переплетается с философским объяснением их.

 

 

  1. Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.

 

В XX в. в философии складывается направление, названное «экзистенциализм», или философия существования. Центральное понятие этого течения – «экзистенция» (от лат. existentia – существование), или «возможность быть». Для философов-экзистенциалистов каждый человек – целый мир, который достоин изучения. Причем человеческое существование приоритетно. А сущность, способ бытия человека в мире – его свободное индивидуальное сознание, мысль.

Следовательно, анализ существования  в экзистенциализме – это анализ сознания индивида, с помощью которого человек создает себя, становится неповторимой личностью. Казалось бы, человеческое сознание рассматривалось философами и раньше, что же тут особенного и нового? Дело в том, что экзистенциализм говорит о сознании не познающего, триумфального субъекта (как это было, например, в философии Просвещения XVIII в.), а о сознании страдающего, смертного, одинокого человека.

Философы-экзистенциалисты критиковали рационализм: действительность должна не познаваться, а переживаться – через страх, осознание своей  хрупкости и конечности, понимание  чуждости и враждебности мира. Человеческая жизнь предстает как трагедия: одинокий человек «заброшен» в чуждый ему мир, который он пытается «согреть своим дыханием», но у него ничего не получается. Мир остается холоден и жесток к его страданиям.

XX столетие с его войнами, революциями, социальными потрясениями дало богатую почву для такого трагического мировоззрения. Уже в 20-30-е гг. возникла прямо-таки мода на экзистенциализм, которая продержалась вплоть до 70-х гг. В Париже открылись экзистенциалистские кафе, на разных языках выходили экзистенциалистские романы, пьесы писателей-экзистенциалистов ставили театры всего мира.

Философия существования  стала интернациональным явлением: она возникла в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) и Германии (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер), затем на несколько десятилетий определила духовную жизнь Франции (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти), ее представители имелись в США (X. Арендт), Испании (X. Ортега-и-Гассет), Италии (Н. Аббаньяно). Кстати, в связи с распространением экзистенциализма в мире вырос интерес к русской литературе и философии, – одним из источников его было творчество Ф.М. Достоевского.

В философии экзистенциализма принято выделять два направления  – атеистическое и религиозное. Для религиозных экзистенциалистов (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл существования заключается в том, что человек – Его образ и подобие.

Атеистическое течение экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Арендт) исходит из того, что человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, – единственный шанс выразить себя. Влияние экзистенциализма до сих пор ощущается в современной культуре.

 

  1. В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»?

 

Философия в целом  оказывает определенное практическое воздействие на жизнь людей. И  большей частью опосредованно, через  науку, изобретательство, политику, экономику, искусство, литературу. Практическая философия - это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.

Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии.

 

Список использованной литературы

 

  1. Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
  2. Горелов, А.А. Философия. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 384 с.
  3. Данильян, О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2005. – 439 с.
  4. Золкин, А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
  5. Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
  6. Миголатьев, А.А. Философия. ЕЕ роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С. 52-63.
  7. Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4. – С. 29-41.

1 Золкин, А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 38.

2 Горелов, А.А. Философия. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 108.

3 Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 80.

4 Там же, с. 80.

5 Там же, с. 81.

6 Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени//Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4. – С. 30.

7 Миголатьев, А.А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С. 54.

8 Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2009. – С. 308.

9 Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2009. – С. 308.




Информация о работе Анализ текста