Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.

Содержание

Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

file_480584.rtf

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Недисциплинированность занимающихся.

Иногда травмы у курсантов возникают в результате недостаточной внимательности, нечеткого выполнения указаний преподавателя, поспешности в выполнении приема и т.п. Существенную роль в возникновении травм играет нарушение режима курсантами (прием пищи непосредственно перед занятиями, приход на тренировку в утомленном состоянии и пр.). Следовательно, одной из важных мер предупреждения травм является высокая требовательность тренеров и преподавателей, хорошо поставленная воспитательная работа с занимающимися.

Ряд исследователей указывают на внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы [29, 30]. Спортивному врачу важно учитывать их в своей практической деятельности. К этим факторам относятся:

1) состояния утомления, переутомления. Они вызывают расстройство координации, снижение внимания защитных реакций организма. В мышцах происходит накопление продуктов распада, что отрицательно отражается на силе их сокращения, растяжимости, расслаблении;

2) наличие в организме курсанта хронических очагов инфекции;

3) индивидуальные особенности организма (например, неблагоприятные реакции организма на физические нагрузки, нейроэндокринные реакции, неспособность к сложно координированным упражнениям, наклонность к спазмам сосудов и мышц);

4) перерывы в занятиях спортом (каникулы, болезнь и др.), что ведет к снижению функциональных возможностей организма и его физических качеств.

Повреждения в различных видах спорта.

Ниже приведены наиболее типичные травмы у спортсменов некоторых видов спорта.

Легкая атлетика: подострые и хронические травматические заболевания опорно-двигательного аппарата, вызываемые в большинстве случаев имевшей место в прошлом травмой или незначительными по интенсивности, но повторяющимися травмами; ссадины (50%), раны (19%), повреждения сумочно-связочного аппарата суставов (15%) и др., в основном относящиеся к нижним конечностям (70%) [9].

Спортивная гимнастика: ссадины, потертости и срывы мозолей на кистях и пальцах; ушибы, растяжения, повреждения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов [9]. Свыше 70% травм у гимнастов приходится на кисти и пальцы рук.

При тренировках на параллельных брусьях: ссадины, ушибы и повреждения связочно-сумочного аппарата лучезапястного, локтевого и плечевого суставов, вывихи локтевого, плечевого суставов и пальцев кисти, переломы лучевой кости в типичном месте (дистальный эпифиз), переломы пальцев кисти и ребер. При выполнении упражнений на кольцах: повреждение сумочно-связочного аппарата плечевого сустава, разрывы ключично-акромиального сочленения, повреждение пучков мышечных волокон дельтовидной, большой грудной, двуглавой, надключичной и подключичной мышц. Иногда такие травмы в дальнейшем способствуют развитию периартрита плечевого сустава. При упражнениях на перекладине: травмы ладоней и срывы мозолей.

Футбол: повреждения сумочно-связочного аппарата коленного сустава, внутренних менисков и связок, голеностопного сустава и мышц (сгибателей) бедра; вывихи и переломы костей голени, ушибы, ссадины, потертости.

Баскетбол: травмы голеностопного сустава, в частности подвывихи или полные вывихи, при которых страдает связочный аппарат сустава; травмы пальцев кисти, стопы, ушибы, ссадины, потертости; травмы коленного сустава (растяжения и разрывы связок и повреждения менисков).

Лыжный спорт: травмы нижних конечностей, в частности повреждения связок голеностопного сустава, переломы одной или обеих лодыжек; травма коленного сустава, его внутреннего мениска и боковых связок; повреждения пучков волокон приводящих мышц бедра; реже -- травмы верхних конечностей: повреждения сумочно-связочного аппарата лучезапястного и локтевого суставов, вывих предплечья, переломы костей предплечья.

Волейбол: повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, травмы пальцев и кисти, вывихи большого пальца, ушибы туловища. Длительные нерациональные занятия волейболом приводят к развитию деформирующего артроза плечевого сустава бьющей руки.

Предупреждение спортивных травм. Для предупреждения спортивных травм осуществляется комплекс мер: правильная методика тренировки, обеспечение хорошего состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, применение защитных приспособлений, регулярный врачебный контроль, выполнение гигиенических требований, повседневной воспитательной работы и т. п.

Очень значительна роль спортивного врача в предупреждении травматизма. В его функции входят: обеспечение полной безопасности занятий, соревнований, воспитательная работа со курсантами (настойчивое разъяснение недопустимости применения грубых, неправильных приемов, которые могут вызвать травму, необходимости постоянного применения защитных приспособлений и т. п.). Врач должен вести постоянную разъяснительную работу не только среди занимающихся, но и среди преподавателей по поводу условий, способствующих возникновению травм, важности показа врачам и медицинским работникам любой травмы у курсанта-спортсмена (бывают случаи, когда спортсмен, получив легкую травму, не обращается за медицинской помощью, в результате чего возникает осложнение). Опыт показывает, что там, где ведется продуманная разъяснительная работа (врачебные советы, беседы, лекции), намного меньше вероятность возникновения травм [18].

Предупреждение травм зависит от обеспечения соответствия спортивных сооружений установленным государственным стандартам и строгого соблюдения санитарных норм и правил их содержания. После оказания первой медицинской помощи врач должен выяснить причину возникновения травмы. В этом большую помощь ему оказывают тренеры, судьи, спортсмены.

В предупреждении спортивного травматизма имеет значение правильно организованный учет травм, происшедших во время занятий и соревнований. Обязанностью врача является систематический учет всех случаев травм. Не только тяжелые травмы, но и травмы средней тяжести необходимо тщательно изучать, выявлять причины их возникновения и определять необходимые меры по их устранению.

Для предупреждения травм большое значение имеет разминка перед тренировкой или соревнованием. Ее проводят при любых метеорологических условиях. Значение разминки не следует рассматривать упрощенно только как «разогревание мышц» (это является лишь одной стороной сложного процесса подготовки двигательного аппарата организма курсанта к предстоящему физическому напряжению). Разминка способствует общему повышению уровня деятельности: возбуждению в нервных центрах, координирующих деятельность систем организма во время упражнений, подготовке двигательного аппарата, увеличению газообмена, дыхания и кровообращения. Она создает как бы общий рабочий фон, на котором можно успешнее выполнять спортивные упражнения.

Разминка включает определенный комплекс физических упражнений, который обычно состоит из общей и специальной части. Общая часть имеет целью создание оптимальной возбудимости центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Специальная часть направлена на создание оптимальной возбудимости тех звеньев нервно-мышечного аппарата, которые будут участвовать в выполнении предстоящей физической нагрузки. С целью предупреждения утомления мышц во время разминки дается нагрузка не только на мышцы, которые должны выполнять основную работу во время соревнований, но и на те, которые не будут нагружены. Нагрузка, выполняемая при разминке, должна быть строго индивидуализирована. Рационально построенная разминка не вызывает утомления организма и излишнего возбуждения [18].

Одной из мер профилактики травм является регулярное закаливание организма курсантов к действиям низкой и высокой температур, солнечной инсоляции и т. п.

Опыт работы показывает, что при уделении должного внимания предупреждению спортивных повреждений при занятиях физической культурой спортом, правильном выполнении методических и организационных указаний, хорошей постановке врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило, отсутствуют [4, 18].

 

5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)

 

Первая помощь - это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия, ещё до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу. Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих возможностей.

Сущность ПМП заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.

При оказании ПМП следует руководствоваться следующими принципами:

- правильность и целесообразность;

- быстрота;

- решительность и спокойствие;

При осмотре пострадавшего устанавливают:

- вид и тяжесть травмы;

- способ обработки раны, места повреждения;

- необходимые средства первой помощи в зависимости от возможностей и обстоятельств;

- обстоятельства при которых произошла травма;

- время возникновения травмы;

- место возникновения травмы.

Вывод: Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактная система защиты.

Для обеспечения безопасности конкретной деятельности должны быть решены три задачи:

1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности.

2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумеваются такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат дают максимальный эффект.

3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности. Они необходимы, так как невозможно обеспечить абсолютную безопасность деятельности.

 

 

Заключение

 

Таким образом, из результатов проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

1. В ходе исследований изучены особенности процесса физического воспитания у курсантов-спасателей в УВАУ ГА.

2. В ходе исследований были определены профессиональные важные физические качества: общая и силовая выносливость, быстрота движений и реакции, ловкость, гибкость.

3. Сравнительный анализ показанных курсантами-спасателями результатов при сдаче контрольных упражнений по физической культуре с программными нормативами, выявили отрицательную динамику в результатах на протяжении всего периода обучения.

4. Экспериментально доказана неэффективность комплекса средств физической культуры, включенного в физическую подготовку курсантов-спасателей. Так, если на первом и втором курсах количество часов, отведенных на занятия по физической культуре, составляло по 152 часа, то на третьем уже 40 часов, а на четвёртом 64 часа.

5. Определена большая значимость физической подготовки в успешном освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре ПАСОП.

Практические рекомендации

    1. Ввести в учебный план по специализации «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации» профессионально-прикладную физическую подготовку.
    2. Кафедре ПАСОП совместно с кафедрой ФКиС разработать учебную программу по ППФП.
    3. Спроектировать и создать материально-техническую базу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке спасателей.
    4. Пересмотреть действующее на данный момент распределение учебных часов по семестрам в сторону их увеличения на третьем и четвёртом году обучения.

 

 

Библиографический список

 

  1. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р.Г. Манисловского. М.: Финансы и статистика, 1994.
  2. Благоуш П. К теории тестирования двигательных способностей / Пер. с чешск. - М.: ФиС, 1982. - 165 с.
  3. Áîíäàðåâñêèé Å.ß. Ìåòîäîëîãèÿ ïîñòðîåíèÿ äîëæíûõ íîðì ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâëåííîñòè: Ìåòîä. ðåêîì. / ÂÍÈÈÔÊ. Ì., 1983. - 34 ñ.
  4. Âåëè÷êî Â.Ê. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà áåç òðàâì. - Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993.
  5. Âîðîáü¸â Þ.Ë. Ó÷åáíèê ñïàñàòåëÿ / Þ.Ë. Âîðîáü¸â, Ñ.Ê. Øîéãó, Ì.È. Ôàëååâ, Ã.Í. Êèðèëëîâ è äð.; ïîä îáù. ðåä. Þ.Ë. Âîðîáü¸âà. - 2-å èçä., ïåðåðàá. È äîï. - Êðàñíîäàð: Ñîâ. Êóáàíü, 2002. - 528 ñ.
  6. ÃÎÑÒ 12.1.013.-78. ÑÑÁÒ. Ñòðîèòåëüñòâî. Ýëåêòðîáåçîïàñíîñòü. Îáùèå òðåáîâàíèÿ.
  7. ÃÎÑÒ 12.0.004-79. ÑÑÁÒ. Îðãàíèçàöèÿ îáó÷åíèÿ ðàáîòàþùèõ áåçîïàñíîñòè òðóäà. Îáùèå ïîëîæåíèÿ.
  8. Ãðóçíûõ Ã.Ì. Ó÷¸ò è ïëàíèðîâàíèå ó÷åáíî-òðåíèðîâî÷íîãî ïðîöåññà â ïîäãîòîâêå ñïàñàòåëåé. - Îìñê, 2006. - 119ñ.
  9. Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà / Â.È. Äóáðîâñêèé. - Ì.: Âëàäîñ, 1999.
  10. Æèëêèí À.È. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå êóðñàíòîâ â ÓÂÀÓ ÃÀ: ó÷åáíî-ìåòîä. ïîñîáèå / À.È. Æèëêèí, Ð.Ð. Ñàëèìçÿíîâ, Â.Ê. Ôåäóëîâ.- Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2005. - 287 ñ.
  11. Êîäðàòîâ Â.Í. Îïðåäåëåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè êóðñàíòîâ ëåòíûõ ó÷èëèù: ó÷åá. ïîñîáèå / Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2003.
  12. Êîíòðîëüíûå íîðìàòèâû è òðåáîâàíèÿ ïî ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêå êóðñàíòîâ ÓÂÀÓ ÃÀ / Ñîñò. Â.Í. Êîäðàòîâ, Ñ.À. Êóçüêèí, Ñ.Ï. Ëåâóøêèí. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 1996.
  13. Êîòèê Ì.À. Áåçîïàñíîñòü òðóäà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû. - Ì.: Çíàíèå, 1986.
  14. Êðèòåðèè îöåíêè ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è äèàãíîñòèêà òðåíèðîâàííîñòè ñïîðòñìåíîâ. - Ë.: ËÍÈÈÔÊ, 1985.
  15. Êóçèí Â.Â., Çîëîòîâ Ì.Í. Ìåíåäæìåíò è ýêîíîìèêà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà. Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ÂÓÇîâ. - èçäàòåëüñòâî «Àêàäåìèÿ / Academia», 2004.
  16. Ëóêüÿíîâ Â.Ñ. Î ñîõðàíåíèè çäîðîâüÿ è ðàáîòîñïîñîáíîñòè. - Ì.: Ìåäãèç, 1955.
  17. Ìàêàðîâ Ð.Í., Ãîíèÿíö Ñ.À., Àëåêñååâ Â.Â. Ðóêîâîäñòâî ïî ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêå ëåòíîãî ñîñòàâà àâèàïðåäïðèÿòèé è êóðñàíòîâ ëåòíûõ ó÷èëèù ãðàæäàíñêîé àâèàöèè. - Ì.: Âîçäóøíûé òðàíñïîðò, 1983.
  18. Ìåðû áåçîïàñíîñòè íà óðîêàõ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû / Ñîñò. À.Ï. Êèñåë¸â. - Âîëãîãðàä: ÎÎÎ «Ýêñòðèìóì», 2004.
  19. Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ ïî ïîäãîòîâêå è çàùèòå âûïóñêíîé êâàëèôèêàöèîííîé (äèïëîìíîé) ðàáîòû äëÿ êóðñàíòîâ è ñòóäåíòîâ âñåõ ôîðì îáó÷åíèÿ ñïåöèàëèçàöèè 330502 - Ïîèñêîâîå è àâàðèéíî-ñïàñàòåëüíîå îáåñïå÷åíèå ãðàæäàíñêîé àâèàöèè / Ñîñò. Ì.Ì. Áàëàøîâ, Ñ.Ê. Ñàôîíîâ, À.Â. Ñåëåçí¸â. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2005. - 40 ñ.
  20. Íîâèêîâ À.À., Ñìîëÿð Ñ.Í. Ïóòè ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ó÷åáíî-òðåíèðîâî÷íîãî ïðîöåññà â ïîäãîòîâêå ñïàñàòåëåé. - Ì.: ÔèÑ, - 120ñ.
  21. Îñíîâû òåîðèè è ìåòîäèêè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû; Ó÷åá. äëÿ òåõí. Ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. / Ïîä ðåä. À.À. Ãóæàëîâñêîãî. - Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò. 1986. - 352ñ.
  22. Ïîëîæåíèå î ñëóæáå îõðàíû òðóäà â ñèñòåìå Ìèíèñòåðñòâà îáðàçîâàíèÿ ÐÔ îò 27.02.95 ¹ 92.
  23. Ïðàâèëà ïî òåõíèêå ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè è ïîæàðîáåçîïàñíîñòè, òðåáîâàíèÿì ñòðîèòåëüíûõ íîðì è ïðàâèë. (ÑÍèÏ 11-65-73, ÑÍèÏ Ï-Ì-3-68 è ÑÍèÏ Ï-Ë-Ï-70). - 90 ñ.
  24. Ðàáî÷àÿ ïðîãðàììà ïî ãîðíîñïàñàòåëüíîé ïîäãîòîâêå ïî ñïåöèàëèçàöèè ÏÀÑÎ ÃÀ / Ñîñò. À.Â. Ëóäêîâ. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2006.
  25. Ðàáî÷àÿ ïðîãðàììà ïî ïàðàøþòíî-ñïàñàòåëüíîé ïîäãîòîâêå ïî ñïåöèàëèçàöèè ÏÀÑÎ ÃÀ / Ñîñò. Í.Â. Ïåðôèëüåâ, Í.Â. Áàëàöêèé. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2006.
  26. Ðàáî÷àÿ ïðîãðàììà ïî ïîæàðíî-ñïàñàòåëüíîé ïîäãîòîâêå ïî ñïåöèàëèçàöèè ÏÀÑÎ ÃÀ / Ñîñò. Ï.Ï. Âîäíåâ. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2007.
  27. Ðàáî÷àÿ ïðîãðàììà ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå ïî ñïåöèàëèçàöèè ÏÀÑÎ ÃÀ / Ñîñò. Ð.Ð. Ñàëèìçÿíîâ, À.È. Æèëêèí. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2005.
  28. Ñòàíäàðòû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ è ñðåäíèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé / Ñîñò. Â.Ê. Áàëÿáèí, Í.À. Ñàóðîâ, À.Â. Ãîí÷àðîâ. - Óëüÿíîâñê, 1995.
  29. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòà: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø.ó÷åá. çàâåäåíèé. - 2-å èçä., èñïð. è äîï. - Ì.: èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2001. - 480ñ.
  30. Òåîðèÿ è ìåòîäèêè ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ: Ó÷åá. äëÿ ïåäèíñòèòóòîâ / Ïîä ðåä. Á.À. Àøìàðèíà. - Ì., 1990.
  31. Òîêàðåâ Â.Ô., Ìàêàðîâ Ð.Í. Ðåêîìåíäàöèè ïî ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêå ëåòíîãî ñîñòàâà ãðàæäàíñêîé àâèàöèè. - Ì.: Âîçäóøíûé òðàíñïîðò, 1984.
  32. Òóìàíÿí Ã.Ñ. Íàó÷íûå îñíîâû ïëàíèðîâàíèÿ ïîäãîòîâêè ñïàñàòåëåé. - Ì, 2006. - 289ñ.
  33. Ôåäåðàëüíûé çàêîí ÐÔ «Îá îñíîâàõ îõðàíû òðóäà â ÐÔ» îò 17.07.99. ¹ 181 ÔÇ.
  34. Ôåäåðàëüíûé çàêîí ÐÔ «Î ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå è ñïîðòå â ÐÔ» îò 29.04.1999. ¹80 ÔÇ.
  35. Ôèçèîëîãè÷åñêèå è áèîõèìè÷åñêèå ôàêòîðû, ëèìèòèðóþùèå ñïîðòèâíóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü. - Âîëãîãðàä: ÂÃÈÔÊ, 1986.
  36. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà äëÿ êóðñàíòîâ. Êóðñ ëåêöèé: ó÷åá. Ïîñîáèå / Ñîñò. Ñ.À. Êóçüêèí. - Óëüÿíîâñê: ÓÂÀÓ ÃÀ, 2002.
  37. Øàõìóðàäîâ Þ.À. Íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêèå îñíîâû ìíîãîëåòíåé òåõíèêî-òàêòè÷åñêîé ïîäãîòîâêè ñïàñàòåëåé. Àâòîðåôåðàò äèññåðòàöèè íà ñîèñêàíèå ó÷¸íîé ñòåïåíè äîêòîðà ïåä. Íàóê. - Ì.: ÐÃÀÔÊ, 2005. - 45 ñ.
  38. Þøêîâ Î.Ï. Ñèñòåìà ïîäãîòîâêè ðåçåðâà ñïàñàòåëåé Ì×Ñ ÐÔ. - Ì, 2006. - 213 ñ.
  39. Þøêîâ Î.Ï. Íà÷àëüíîå îáó÷åíèå â ïðîôåññèîíàëüíî-ïðèêëàäíîé ïîäãîòîâêå. - Ì.: ÔèÑ, 2005. - 213ñ.

Информация о работе Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.