Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.

Содержание

Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

file_480584.rtf

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Ускорения по внезапному сигналу. Эстафеты. Выполнение с максимальной быстротой целостного упражнения или отдельных его элементов в ациклических видах спорта (гимнастика, спортивные игры). Выполнение в максимально быстром темпе соревновательных упражнений или их элементов в облегченных условиях и с отягощением. Метание облегченных и утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, подвижные и спортивные игры.

Общая выносливость. Циклические упражнения (ходьба, бег, бег на лыжах, плавание), выполняемые от 30 мин до 1-2 ч до утомления и с его преодолением, равномерным и переменным методом преимущественно в аэробном и смешанном режимах, направленные на развитие аэробных возможностей.

Специальная выносливость (скоростная). Циклические и соревновательные упражнения переменным, повторным и интервальным методом, направленные преимущественно на развитие анаэробных возможностей.

Силовая выносливость. Повторные (до отказа), силовые упражнения с отягощениями весом 30-70% от максимального, выполняемые сериями.

Выносливость в ациклических движениях. Длительное выполнение соревновательного упражнения или его элементов с превышением соревновательного времени. Увеличение числа повторений упражнения или его элементов в единицу времени за счет увеличения плотности (сокращения пауз) на одном занятии.

Координационные способности. Систематическое разучивание и освоение новых координационно-сложных двигательных действий. Выполнение упражнений с быстрой перестройкой двигательной деятельности с изменяющимися внешними условиями (гимнастика, спортивные игры). Выполнение различных упражнений в необычных сочетаниях: прыжок в длину с места, стоя спиной или боком к направлению прыжка, ускорения спиной вперед, опорный прыжок с дополнительным поворотом перед приземлением, применение различных тактических комбинаций и технических приемов в игре и др. Увеличение запасов движений, двигательных умений и навыков.

Гибкость. Упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличением амплитуды движений. Активные свободные движения с постоянно увеличивающейся амплитудой. Упражнения с амплитудой движений, увеличенной за счет собственных усилий, с помощью партнера или с отягощением.

Простые, пружинистые и маховые движения с внешней помощью, дозированной и максимальной, с отягощением и без них. Повторные пружинистые упражнения. Удержание статических положений с возможно большой степенью растяжения без снарядов и с использованием гимнастических снарядов.

 

1.4 Организация процесса физического воспитания

 

Учебные занятия. Учебные занятия организуются и проводятся в соответствии с планом-графиком на учебный год, поурочными (рабочими) программами и планами-конспектами практических занятий. В каждом учебном году система практических занятий строится как законченный макроцикл, который состоит из нескольких самостоятельных мезоциклов, соответствующих прохождению различных разделов программы. Каждый мезоцикл начинается и заканчивается выполнением курсантами контрольных нормативов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Содержание каждого практического учебного занятия, применяемые средства и методы определяются преподавателями учебных групп самостоятельно на основе поурочной программы и примерных планов-конспектов занятий. Преподаватель несет полную ответственность за адекватный характер предлагаемых курсантам упражнений (сложность, интенсивность, объем, функциональную и психическую нагрузку) и обеспечение необходимой техники безопасности при проведении занятий.

В случае возникновения травм или неадекватных реакций курсантов на двигательную нагрузку в учебном журнале делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

Теоретический раздел программы излагается курсантам в форме лекций в объеме 26 ч за весь период обучения в соответствии с планом-графиком учебных занятий.

С курсантами, имеющими недостаточную физическую подготовку, испытывающими затруднения в освоении материалов учебной программы, пропустившими учебные занятия по болезни или по иным причинам, проводятся дополнительные занятия при учебно-методическом руководстве преподавателя.

Внеурочные занятия. Различный уровень знаний, умений и физической подготовленности курсантов, многообразие их интересов предполагают дополнительно использовать разнообразие форм самостоятельных внеурочных занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Физическое воспитание во внеурочное время создает условия для наиболее полного обеспечения всестороннего развития личности, решает задачу непосредственного вовлечения курсантов в самостоятельную физкультурноспортивную деятельность, содействует развитию его творческой индивидуальности и способствует более полному удовлетворению интересов молодежи.

Практические внеурочные занятия рекомендуется проводить в следующих формах:

- физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы и др.;

- занятия в клубах и группах по интересам: клуб любителей бега, плавания, лыжного спорта, атлетической гимнастики, аэробики, восточных единоборств и т.д.;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом по индивидуально составленным планам, организуемые по собственной инициативе курсантов в удобное время при консультации преподавателя;

- участие в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях организуемых кафедрой физической подготовки, спортивным клубом и по месту жительства;

- занятия в спортивных секциях с целью повышения спортивной квалификации и участие в соревнованиях различного ранга.

Секционные занятия являются дополнительными и проводятся на основе добровольного участия курсантов. Программа занятий и тренировочные планы по отдельным видам спорта составляются тренером-преподавателем кафедры. Состав каждой группы, регулярность и длительность тренировочных занятий определяются, исходя из уровня спортивной подготовленности занимающихся, внутренних, межвузовских, городских, областных и всероссийских соревнований.

Кафедра физической подготовки, спортивный клуб по своей инициативе могут создавать спортивные секции по любому виду спорта или отдельным системам физических упражнений с вовлечением всех желающих курсантов.

Работой секций руководит тренер-преподаватель по спорту. Количество и состав секции, регулярность и объем учебно-тренировочной работы, их программa определяется интересами занимающихся и материальным положением училища.

Зачетные требования и экзамен по физической культуре

Курсанты основного и спортивного учебного отделения сдают ежегодный (семестровый) зачет. В каждый четный семестр выставляется дифференцированная оценка, а в восьмом семестре сдается экзамен.

Курсанты всех отделений допускаются к сдаче зачетных нормативов при положительном прохождении трех разделов учебной программы:

- выполнение тестов по физической и спортивной подготовке;

- выполнение требований и тестов по профессионально-прикладной физической подготовке; усвоение теоретических и методических знаний овладение практическими умениями и навыками, методами самоконтроля.

Курсанты, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необходимую подготовку, к зачету допускаются только после соответствующей тренировки и прохождения программы данного семестра, запланированного кафедрой физической подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине курсанты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов.

В отдельных случаях курсанты, не выполнившие некоторые тесты по объективным причинам, по решению кафедры физической подготовки могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий и выполнения зачетных требований по основным разделам программы.

Итоговая дифференцированная оценка по физической культуре определяется средним арифметическим баллом от оценок, полученных при выполнении контрольных тестов, и проставляется в учебный журнал, зачетную книжку, зачетную ведомость.

Экзамен по предмету проводится после завершения курса «Физическая культура» для проверки усвоения курсантами теоретических и методических знаний, овладения практическими умениями и навыками, определения уровня сформированности физической культуры личности курсанта, его готовности и умения использовать средства физического воспитания в организации здорового образа жизни, профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и в семье.

Вопросы для экзаменационных билетов разрабатывает кафедра физической подготовки. Содержание вопросов, вынесенных на экзамен, должно выявлять способность будущих специалистов гражданской авиации к практическому решению задач, к практическому самообразованию и самосовершенствованию.

Курсанты допускаются к экзамену при условии выполнения контрольных тестов по физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке с положительной оценкой [10].

В следующем разделе нами будут рассмотрены вопросы значимости физического воспитания в профессиональной деятельности спасателей, а именно как уровень физической подготовленности и физического развития влияет на способность спасателями осваивать специфические навыки и умения, присущие только этой профессии.

 

 

2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА

 

2.1 Физическая подготовленность - показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА

 

С целью изучения значимости физического воспитания в профессиональной деятельности спасателей, выявления профессионально важных психофизических качеств во время проведения поисково-спасательных работ и учебно-тренировочных занятий были проведены наблюдения. Они показали, что большинство передвижений спасатели вынуждены совершать в довольно высоком темпе, в условиях задымленности или различных видов загазованности в респираторах, часто по завалам, крутым лестницам, уклонам и скатам. Ими часто используются передвижения с применением альпинистского снаряжения. Поисково-спасательные работы при этом могут проходить и в местах, где невозможен проезд машин и применение авиационной техники. В таких ситуациях спасатели совершают пешие переходы с рюкзаками и необходимым аварийно-спасательным оборудованием. Вес снаряжений и время проведения спасательной работы во многом зависят от характера ЧС, их масштабности и т.д. В связи с этим спасательные работы могут длиться от нескольких минут до нескольких часов или дней. Это свидетельствует о том, что одним из основных требований к спасателям является высокий уровень развития общей и силовой выносливости динамического характера (проявляется при разборке завалов, доставке аварийно-спасательного оборудования, выносе пострадавших и др.), а также скоростных способностей. Непосредственно у очага возникновения аварии приходится передвигаться на расстояния 100 - 150 м с околомаксимальной скоростью. Особенно большой объём таких передвижений наблюдался во время ликвидации пожаров при дорожно-транспортных происшествиях. Поисковые работы при техногенной аварии спасатели ведут, передвигаясь по завалам, в узких лабиринтах, создаваемых упавшими плитами перекрытий или другими сооружениями, зачастую с грузом. Поэтому им необходимо обладать и хорошей координацией движений, чувством равновесия, ловкостью. Как показывают данные наших исследований, на первый план по значимости психических качеств у спасателей выходят смелость, решительность и эмоциональная устойчивость. Высокий темп спасательных работ, наличие большого количества опасных ситуаций предъявляют повышенные требования к развитию и других психофизиологических качеств спасателя: переключению, распределению, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления.

Проведённые исследования условий и характера труда спасателей позволили определить основные требования, предъявляемые к организму при работах по ликвидации последствий ЧС:

- устойчивость к утомлению при выполнении работы, связанной с длительным и интенсивным передвижением по пересеченной местности;

- устойчивость к высоким и низким температурам внешней среды;

- устойчивость к утомлению при нервно-эмоциональных нагрузках;

- устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, возникающим при авариях (загазованность, задымленность, запыленность атмосферы, перепады давления, шум, недостаточная освещённость и др.) [8, 20].

Для выявления профессионально важных физических и психических качеств высококвалифицированных специалистов, работающих спасателями в подразделениях МЧС России, было предложено проранжировать их с учетом значимости для данной специальности. Результаты ранжирования показали, что наиболее значимыми качествами в профессиональной деятельности спасателя являются.

Главные - общая и силовая выносливость, ловкость, волевые качества и оперативность мышления.

Основные - переключение и распределение внимания, концентрация и устойчивость внимания, скорость реакций, быстрота движений, гибкость, устойчивость к высоким и низким температурам, устойчивость к неблагоприятным производственным фактором.

Вспомогательные - статическая, динамическая, взрывная сила, динамическое равновесие [31].

Из сказанного выше следует, что для максимально успешного выполнения ставящихся перед спасателями задач необходимо иметь высокий уровень общей и специальной физической подготовленности.

Под физической подготовленностью понимается процесс и результат физической активности, который обеспечивает развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, повышение уровня работоспособности и преимущественно выражающуюся в двигательной деятельности человека [2,12].

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей ФП - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов [27].

ФП характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А.Д. Новиков (1967) считает, что физическая подготовка человека - это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в трудовой деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма. Н.А. Лупандина (1967, 1985 гг.) подразделяет ее на общую и специальную. Под ОФП подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спортивной или трудовой деятельности. Н.Г. Озолин (1970), Б.А. Ашмарин (1984), так же как и Н.А. Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части. Предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой - более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта. Таким образом, Н.Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая ФП и специальный фундамент. Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов прежних лет [12, 17]. Понятие “физическая подготовленность” и “тренированность” тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья. Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская (1971), В.Л. Карпман (1980) отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

Информация о работе Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.