Цели, задачи, содержание и особенности спортивно-массовой работы в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:28, творческая работа

Краткое описание

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Задачи: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Вложенные файлы: 1 файл

ТР физра.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Основная  часть

Цели, задачи, содержание и особенности  спортивно-массовой работы в вузе.

 Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.  
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Задачи: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; 
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую го-товность студента к будущей профессии; 
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 
На основе государственных образовательных стандартов выс-шего профессионального образования в учебных планах факультетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекуль-турной подготовки предусмотрено выделение обязательных учеб-ных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соот-ветствии с требованиями учебной программы для вузов по физи-ческому воспитанию.  
Формы организации физического воспитания студентов: 
1. Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в формах: Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах. 
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи-сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка-федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения.  
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах. 
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. 
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту. 
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражненияи в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания). 4.Массовые физкулътурно-спортивные мероприятия (спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста-феты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др.). 5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты.

В высших учебных заведениях постоянно  рождаются и совершенствуются новые  формы организации физкультурно-оздоровительной  работы, организации и проведения самостоятельных занятий, создаются любительские спортивные объединения.

Учебно-тренировочные занятия во всех организационных формах проводятся в соответствии с программами  и методическими рекомендациями. Рабочие программы и графики  учебного процесса разрабатываются с помощью преподавателей кафедры физического воспитания и предусматривают подготовку занимающихся к выполнению норм и требований учебной программы по физической культуре для студентов вузов и решение других задач. Занятия проводятся по утвержденному спортивным клубом расписанию платными тренерами и тренерами-общественниками спортивного клуба. Для занимающихся самостоятельно разрабатываются индивидуальные планы и проводятся консультации преподавателями физического воспитания и медицинскими работниками вуза, осуществляющими врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.

В условиях высшего учебного заведения массовые физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место. Во-первых, именно они показывают состояние  решения широкого круга задач физического воспитания, развития студенческого спорта, внедрения здорового образа жизни, наконец, воспитательного назначения спорта. Во-вторых, они являются методом приобщения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к физической культуре и спорту, повышения уровня их физической подготовленности, воспитания полезных двигательных навыков и умений, стимулирует интерес к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. В-третьих, они создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества и интенсивности выполняемых упражнений. В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. 
Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  сверхвозможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять  правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании  этих качеств  является  образовательный  период в жизни человека (7-25 лет), в течение  которого  происходит  закрепление нужного  учебного материала для его  дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).

Конкретные  направления и организационные  формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений. 
Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д. 
Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся. 
 
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/1F1B72DC508F4239BABB2CE3A5D67F8A

 
 
Исследованиями ученых доказано, что  рабочая нагрузка добросовестного  студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15-16 часов. Что труд студента по тяжести относится к первой категории (легкий), а по напряжению к четвертой категории (очень напряженный). Деффицит времени ведет к отказу студента от занятий физическими упражнениями, к снижению мышечной нагрузки. Между тем, еще в античные времена древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Ничто так не разрушает человека, как продолжительное мышечное бездействие”. Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на проявлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, систем пищеварения и органов дыхания. Поэтому, именно такой учебный предмет как физическая культура в высшей школе, может сформировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы, т.к. приобретение знаний и реализация их на практике не разведенные во времени приобретают особую значимость в становлении гармонически развитой личности. В тоже время, В.М.Выдрин подчеркивает, что чрезмерное смещение акцентов на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому - одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности. 
Необходимо практическое овладение современным комплексом реабилитационно - восстановительных мероприятий, вопросами самоконтроля, самоанализа, самосовершенствования, т.е. всего того, что мы называем реализацией мотивации по принципу обратной связи между студентами и преподавателями. И чтобы выстроить именно такой учебный процесс по физическому воспитанию необходима помощь Министерства образования, здравоохранения, коррекция учебных планов.Вот тогда и появится возможность выполнять требования к уровню подготовки выпускника высшей школы в области физической культуры государственного образовательного стандарта, результатом которых должно быть сознание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования ее средств и методов, что в свою очередь позволит влиять на оздоровление нации.

Список использованных интернет-ресурсов

 

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

  1. Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

2 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

2

 

3

 «Крибс Ми», 2010-2013гг.

 

 

 

 

Gen Docs, 2000-2011гг.

ООО «Км онлайн», 1999-2013гг.

ООО «Олбест» 2000-2013гг

http://cribs.me/fizicheskaya-kultura/fizicheskoe-vospitanie-studentov-vuzov-uchebnaya-i-sportivno-massovaya-rabota-tsel-zadachi-organizatsionnye-formy-soderzhanie

 

 

 

 

 

 

http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=15

 

http://www.km.ru/referats/1F1B72DC508F4239BABB2CE3A5D67F8A

 

 

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00101204_0.html

22

пп

Дорд

 

 

 

оио

 

 




Информация о работе Цели, задачи, содержание и особенности спортивно-массовой работы в вузе