Ходьба. Значение, физиологический механизм. Задачи и методика обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Ходьба. Значение, физиологический механизм…………………………4
2. Задачи и методика обучения……………………………………………….6
Вывод…………………………………………………………………..……..10
Приложение………………………………………………………………..…12

Вложенные файлы: 1 файл

На экзамен.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Департамент образования и науки Тюменской области ГАОУ СПО ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Методика физического воспитания и развития детей

Тема: «Ходьба. Значение, физиологический механизм.

Задачи и методика обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила: Шанцева Ирина Николаевна

                                                        Группа: ДО-011/11 (з) курс

                                                        Специальность: 050144

                                                        Проверила: Дюкова А.И.

 

                                                       Оценка_____________

                                                    Дата  _____________

 

 

 

Голышманово, 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.  Ходьба.  Значение, физиологический механизм…………………………4

2. Задачи и методика обучения……………………………………………….6

Вывод…………………………………………………………………..……..10

Приложение………………………………………………………………..…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

 

 

 


 


 

 


 

1. Ходьба.  Значение, физиологический  механизм


Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.

Ходьба. 3-4 года. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); ходьба в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную; ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).

От 4 до 5 лет. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (правую и левую). Ходьба в колонне по одному, по два (парами), ходьба по прямой, по прямой с поворотом, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), ходьба в чередовании с бегом, прыжками, с изменением направления, темпа, со сменой направляющего.

5-6 лет. Ходьба обычная, на носках(руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), с перекатом с пятки на носок, приставным шагом в правую и левую стороны. Ходьба в колонне по одному, по два, по три, вдоль границ зала, с поворотом, с выполнением различных заданий.

6-7 лет. Ходьба обычная; на носках с различными положениями рук; на пятках; на наружных сторонах стоп; с высоким подниманием колена (бедра) мелким и широким шагом; приставным шагом вперед и назад; перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе; с выпадами. Ходьба в колонне по одному, по два, по три, по четыре, в шеренге.

Ходьба хорошо сочетается с дыханием, ее легко дозировать, варьировать, удлиняя или укорачивая протяженность маршрута, темп ходьбы, длительность отдыха.

Ходьба на свежем воздухе - неоценимое средство закаливания. Она улучшает деятельность сердца, сосудов, легких, мышц, упорядочивает обмен веществ. Физиологическими исследованиями доказано, что рефлексы, поступающие в центральную нервную систему от мышц, связок, сухожилий, имеют огромное значение в регуляции деятельности внутренних органов. Такие рефлексы, переходящие с двигательной системы на внутренние органы через спинной и головной мозг, называются моторно-висцеральными. Они действуют даже в состоянии покоя, а при мышечной активности значение их неизмеримо возрастает.

Моторно-висцеральный рефлекс - один из важных физиологических механизмов, обеспечивающих согласованную, гармоничную деятельность всего организма.

Эта согласованность нарушается у многих страдающих заболеваниями сердца и сосудов, особенно у тех, кто слишком бережет себя и много отдыхает. Вследствие такого образа жизни возникает дефицит мышечных импульсов, которыми в норме регулируется деятельность сердечно-сосудистой системы. И тогда крайне необходимы физические упражнения с лечебной целью - лечебная физкультура - и одна из ее форм - ходьба.

Ходьба улучшает и кровоснабжение мозга. Известно, что, если после длительного постельного режима больной неожиданно быстро встанет, у него может начаться головокружение, а у некоторых даже возможно обморочное состояние. В процессе ходьбы тренируются как раз те физиологические механизмы, которые обеспечивают нормальное кровообращение мозга, сохраняющееся при любых переходах из одного положения в другое.

В результате регулярной ходьбы, тренирующей весь организм, сердце, сосуды, легкие, мышцы могут легче переносить все возрастающие нагрузки. Систематические прогулки укрепляют нервную систему, нормализуют деятельность желез внутренней секреции и обменные процессы.

2. Задачи и методика  обучения

Ходьба - это циклическое движение. В результате закономерного повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий проведения (в зале, на участке детского сада, пересеченной местности), от конкретных педагогических задач, объем и содержание которых согласуется с уровнем обученности детей (этапа обучения, его возрастной направленности).

В программу обучения и воспитания в детском саду входит обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба широким шагом, ходьба приставными шагами (прямо и боком), ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба в полу-приседе и приседе, ходьба выпадами, ходьба скрестным шагом, гимнастическая ходьба.

Обычная ходьба - естественный способ передвижения человека: шаги неширокие, совершаются перекатом с пятки на носок, положение туловища ненапряженное, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, движения рук и ног согласуются по принципу перекрестной координации, темп движения средний, направление - по прямой.

Во всех других видах ходьбы используется какой-нибудь признак обычной ходьбы, на него перемещается акцент. Например, ходьба на носках — движение напряженное, ноги почти не сгибаются; в ходьбе с высоким подниманием коленей маховая нога поднимается до прямого угла между бедром и голенью, увеличивается амплитуда ее движения; в ходьбе на пятках уменьшается размер шага, сильнее обычного напрягается спина; в гимнастической ходьбе шаг выполняется с носка выпрямленной ноги, руки совершают широкие махи: одна сгибается перед грудью, вторая отводится вниз-назад до полного выпрямления. Выполнение всех этих действий требует произвольного внимания и самоконтроля. Таким образом, все другие виды ходьбы производны от основной и используются в целях развития конкретных двигательных качеств.

Обучение дошкольников разным видам ходьбы осуществляется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, индивидуальной работе с детьми и в быту (прогулки, экскурсии).

Переход на другой способ движения обусловливается конкретным сигналом — словесным, звуковым, зрительным — в зависимости от педагогической задачи. В обиходе это называется заданием в ходьбе.

Организованная ходьба на физкультурном занятии или утренней гимнастике включает 2-4 задания, каждое из которых повторяется несколько раз. Кстати, заданиями могут быть не только разновидности ходьбы, но и другие знакомые детям движения, например разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, с ноги на ногу), которые могут выполняться на месте или с продвижением вперед. К заданиям относится также обычная ходьба, но в разных направлениях - врассыпную, змейкой, шеренгой, по диагонали и др.

Методика обучения ходьбе согласуется с общей и двигательной подготовленностью детей.

Освоение навыка ходьбы дается не сразу. Это объясняется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища, а также недостаточная гибкость стоп. Все это препятствует четкости движений, значительно укорачивает шаг и затрудняет сохранение равновесия в вертикальном положении при движении вперед. Кроме того, малыши при ходьбе раскачивают туловище, неуклюже раздвигают руки и плохо поднимают ноги.

Детям младшего возраста свойственны также неустойчивость темпа ходьбы, трудность соблюдения указанного направления. Систематическое проведение соответствующих упражнений содействует совершенствованию навыка ходьбы. Перешагивание через низкие препятствия, ходьба по уменьшенной площади опоры (доске, узкой дорожке), подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, активное пребывание на воздухе — все это — школа ходьбы. На первом этапе обучения нецелесообразна ходьба строем (в колонне, шеренге). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.

Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольствием откликаются на интригующие предложения, например: "Сначала пойдем, как детки, а потом, как косолапые мишки...", или: "Сначала пойдем, как мышки — на маленьких-маленьких лапках, а потом будем топать, как слонята..."

Умению согласовывать движения ног и рук содействуют такие игровые задания, в которых дети вынуждены идти широким шагом или высоко поднимая ногу: по дорожке из маленьких начерченных мелом кружочков, расположенных один от другого на 45—50 см, — "...вторая ножка здесь не поместится…"; с ящика на ящик; по ступенькам, не держась за поручни. Дети учатся ходить в движении врассыпную, когда можно речитативом проговаривать, например: «Через лужицы шагай, выше ножки поднимай!» При этом амплитуда движений руками будет естественно большой. Категоричное же требование  "размахивайте руками!" будет тормозить нужные действия: широко размахивая руками, дети почти перестают шагать.

Общая и двигательная подготовленность детей средней группы дает возможность значительно разнообразить двигательные задания, направленные на совершенствование техники ходьбы. Дети должны научиться ходить широким равномерным шагом, согласовывать движения рук и ног; высоко поднимать ноги, оттягивая вниз носки в ходьбе на месте; ходить на пятках; удобно размещаться на площадке во время ходьбы врассыпную; чередовать ходьбу с другими видами - бегом, прыжками, танцевальными движениями и др.

Все эти задания выполняются не только по словесному распоряжению, но и на звуковые и зрительные сигналы, что способствует умению контролировать свои движения и, значит, действовать осознанно.

В программе воспитания и обучения в детском, саду для старшей группы ставится задача «направленно развивать физические качества». Ходьба и бег эффективно развивают наряду с другими качествами чувство ритма. Звуковое сопровождение ходьбы и бега в старшей группе приобретает особую значимость, так как дает воспитателю возможность, не останавливая и не прерывая движения, корректировать выполнение. Наибольшую значимость в этом смысле имеет музыкальное сопровождение, которое делает движение легким и красивым. В тех же случаях, когда невозможно использовать пианино или баян, используются бубен, метроном, барабан, погремушки, хлопки в ладоши и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.

Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро, технически правильно.

Информация о работе Ходьба. Значение, физиологический механизм. Задачи и методика обучения