Характеристика спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

В данном реферате, поставлены следующие задачи:
1. Определить цели и задачи спортивной тренировки
2. Дать описание средствам спортивной тренировки
3. Рассмотреть методы спортивной тренировки
4. привести принципы и закономерности спортивной тренировки.
Выделенные задачи обусловили структуру настоящей работы.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………… стр. 3
2. Цели и задачи спортивной тренировки……………………... стр. 4
3. Средства спортивной тренировки…………………………… стр. 7
4. Методы спортивной тренировки…………………………….. стр. 11
5. Принципы и закономерности спортивной тренировки……. стр. 17
6. Список литературы…………………………………………… стр. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика спортивной тренировки.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

       Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы и закономерности спортивной тренировки 
 

   Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.

   Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.

   Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.

   Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).

   Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.

   Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спортсменов. Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки и, в первую очередь, с физической, технической и тактической.

   Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких  спортивных результатов) характерны еще и специфические закономерности.

   Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи – достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.

   Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.

   Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность и, наоборот, при повышении интенсивности уменьшается объем.

   Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.

   Направленность к высшим достижениям. Стремление к высшим результатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игровым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.   

   Структура тренировочного занятия

   Подготовка  спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.

   Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических  и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности 

   В отдельных случаях продолжительность  тренировочных занятий у квалифицированных  спортсменов достигает 3,5–4,5 ч.

   Тренировочное занятие состоит из четырех более  или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

   Вводная часть – построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.

   Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:

   – обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижность звеньев двигательного аппарата;

   – функциональное врабатывание (рабочее  возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;

   – психическая настройка – обеспечение  оптимальной возбудимости, сосредоточенности  на главной задаче тренировки.

   Средства: упражнения на растяжение, разновидности  ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).

   Основная часть решает следующие задачи:

   – повышение физической подготовленности;

   – обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;

   – обучение тактическим действиям в защите и нападении и их совершенствование;

   – интегральная подготовка;

   – игровая подготовка.

   Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомога-тельные  упражнения – для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.

   Если  в одном тренировочном занятии  в основной части решаются несколько  задач, то рекомендуется соблюдать  такую последовательность:

   – задачи технической подготовки всегда решаются в начале основной части, так как формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).

   – в первой половине основной части  занятия вместе с технической  подготовкой следует развивать  быстроту и взрывную силу.

   – при решении нескольких взаимосвязанных  задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.

   Заключительная часть решает следующие задачи:

   – постепенное снижение нагрузки;

   – раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;

   – подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).

   Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями и др.), комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок 

   Выбор адекватных форм организации занятий  способствует лучшей реализации трениро-вочных задач. Для волейбола характерны: индивидуальная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.

   Индивидуальная форма тренировки облегчает индивидуальную дозировку нагрузки, обеспечивает коррекцию и контроль со стороны тренера, обеспечивает чувство ответственности.

   Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выполнении технических  приемов, выполнять задания с  большей интенсивностью, чем при  других формах занятий.

   Групповая форма тренировки позволяет заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллективных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.

   Фронтальная форма тренировки характеризуется одновременным выполнением одних и тех же упражнений всей группой. Тренер получает возможность хорошего обзора и одновременного инструктажа всех спортсменов.

   Основу круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений на «станциях» (место с соответствующим оборудованием и инвентарем), подобранных и объединенных в комплекс по тренирующему воздействию, выполняемых в порядке последовательной смены «станций».

   Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; тематические – на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.). 
 
 
 

Список  литературы

  1. Теория и методика физического воспитания и спорта Ж.К. Холодов 2003 г.
  2. Физическая культура студента В.И. Ильинич 2000 г.

Информация о работе Характеристика спортивной тренировки