2.3. Результативность проделанной
работы по формированию здорового образа
жизни у дошкольников
Для определения результативности
проделанной работы по формированию основ
здорового образа жизни у дошкольников
было проведено повторное тестирование
детей по поведению в валеологической
ситуации. Результаты тестирования занесены
в таблицу и представлены в приложении
К.
Сравнительный анализ тестирования
показал, что на контрольном этапе
значительно повысилась грамотность
дошкольников в вопросах здорового
образа жизни: 9 детей (45%) показали высокий
уровень, 9 детей (45%) – средний уровень
и только 2 дошкольников (10%) показали
низкий уровень представления о
нормах поведения и правилах здорового
образа жизни. Представим результаты наглядно
(Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Результативность
проделанной работы
Итоги сравнительного анализа
результатов тестирования доказывают
положительное влияние проведенной работы
и эффективность созданных условий по
формированию здорового образа жизни
у дошкольников. Овладение дошкольниками
оздоровительными, общеукрепляющими,
природосообразными знаниями формирует
установки на здоровый образ жизни. В результате
координации работы воспитателей, педагога
по физическому воспитанию, врача и родителей,
мы получим картину физического развития
ребенка, его психофизиологических возможностей,
двигательной активности, имеющихся культурно-гигиенических
навыков в соответствии с уровнем психомоторного
развития и здоровья. Все полученные данные
о детях составят единую картину здоровья
детей, что позволит увидеть как «узкие»
места, так и успехи коллектива педагогов
и специалистов в оздоровлении детей,
а следовательно позволит создать оптимальные
условия для организации и осуществления
здорового образа жизни у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
- Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.
- Психолого-педагогическими основами формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни выступают соответствие образовательной, спортивной, досуговой деятельности и двигательной активности возрастно-половым физиологическим нормативам детей и осуществление в оптимальных санитарно-гигиенических условиях. В связи с этим формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении должно опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
- Развитие физической культуры дошкольников является одним из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни, т.к. физическая культура способствует достижению и сохранению здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивает рациональный двигательный режим, обеспечивает формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
- Экспериментальное исследование показало, что одна из главных причин негативных тенденций в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения является низкая компетентность педагогов и родителей дошкольников в вопросах валеологии и их слабой готовности вести здоровый образ жизни. При разработке программы по формированию здорового образа у дошкольников, мы выдвинули следующие задачи: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. Реализация на практике разработанной нами программы занятий по формированию здорового образа у дошкольников доказывают положительное влияние проведенной работы: у дошкольников значительно повысилась грамотность в вопросах здорового образа жизни и уровень представлений о нормах поведения и правилах здорового образа жизни. Таким образом, овладение дошкольниками оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными знаниями формирует установки на здоровый образ жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
- Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
- Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
- Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев. – М.: Академцентр, 2009. - 349 с.
- Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
- Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 112 с.
- Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143 с.
- Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – М.: Бахрах-М, 2003. – 272 с.
- Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
- Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 376 с.
- Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
- Кочанов<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times Ne