Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:22, курсовая работа
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников. Задачи исследования:
1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как основу валеологического воспитания.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.
3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Среди причин медленного темпа работы некоторых детей педагоги отметили следующие утверждения: особенность нервной системы, состояние здоровья, отсутствие интереса. Это показало, что все-таки далеко не все педагоги информированы о психическом здоровье дошкольников и факторах, вызывающих нарушения в росте и развитии ребенка.
Причиной трудного усвоения некоторыми детьми образовательной программы воспитатели видят следующее: отсутствие интереса, частые пропуски по болезни, несоответствие требований возможностям ребенка, невысокий интеллект.
Таким образом, проводимое исследование указало на необходимость просвещения воспитателей в вопросах особенностей психического и физчекого развития детей дошкольного возраста, что по нашему мнению значительно увеличит возможности педагога в осуществлении валеологического воспитания детей.
Анкетирование родителей (23
человека) показало, что, хотя все родители
имели высшее и среднее образование,
уровень знаний и умений большинства
из них в области воспитания здорового
образа жизни у детей невысок,
а интерес к данной проблеме возникает
лишь тогда, когда их ребенку уже
требуется медицинская или
По результатам анкетирования выявилось, что 43,4 % родителей не имеют никаких заболеваний, 17,3 % родителей имеют болезни, связанные с нервной системой; 21,7 % страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 13 % - пищеварительной системы, 4,6 % болезнями опорно-двигательного аппарата.
На вопрос «Как вы оцениваете своё состояние здоровья?» - ответы распределились следующим образом: 43,4% - родителей расценивают своё состояние здоровья как «хорошее», 43,6% - «удовлетворительное», 13% -соответственно «неудовлетворительное».
На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» - только 21,7 % родителей дали исчерпывающий ответ, по мнению 78,3 % родителей - это просто отсутствие болезней и физическая сила.
По мнению 43,4 % родителей, болезни влияют на успехи в обучении и работе, 13 % - на психическое здоровье, 17,3 % - на поведение, 4,6 % - на взгляды, отношение к жизни и 21,7 % - родителей ответили, что болезни влияют на все.
Активная обращаемость за медицинской помощью в случаях заболевания детей отмечалась лишь у 56,5 % родителей. Более 30,4 % семей обращаются к медицинским работникам только при тяжёлых заболеваниях ребёнка. А 13,3 % родителей вообще не обратится к врачу, а займётся самолечением.
Как показывает проведенное исследование, только 21,7 % родителей в свободное время занимаются физической культурой и спортом. Большинство родителей предпочитают пассивный отдых – активному. На вопрос «Чем бы занялись в свободное время?» - родители ответили, 43,4 % - почитаю и посмотрю телевизор; 34,9% - займусь домашними делами.
Таким образом, из анализа ответов родителей на вопросы анкеты «Отношение к своему здоровью» выявилось, что большинство из них мало уделяют внимания своему здоровью. Родители, которые невнимательно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, и не могут быть созидателями их здоровья. Большинство родителей не учитывают, что семья ответственна за состояние генетического, физического, психического и социального здоровья детей, семья создает материально-бытовые и гигиенические условия для нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно-образовательные возможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому образу жизни влияют на состояние и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих. Важно, чтобы слова родителей, их пример, а также оценки детского поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребенка понятие важности здорового образа жизни.
Перейдем к анализу результатов исследования отношения к здоровому образу жизни среди дошкольников.
По результатам анализа
1. Приходилось ли тебе идти в сад, когда ты плохо себя чувствовал (болела голова, был насморк и т.д.)?
• 15 % - да, часто;
• 35 % - да, редко;
• 50 % - нет.
2. Бывают ли у тебя головные боли?
• 20 % - часто;
• 50 % - иногда;
• 30 % - редко.
3. Как долго ты играешь на свежем воздухе?
• 25% - каждый день;
• 50% - часто;
• 25% - редко.
4. Всегда ли ты ложишься спать в одно и тоже время?
• 15 % - всегда;
• 40 % - часто;
• 45 % - нет.
Данные результаты демонстрируют низкий уровень ценностного отношения к здоровью, и неадекватное отношение к своему здоровью у детей. А это в свою очередь говорит о недостаточной организации и осуществлении воспитания валеологической культуры у дошкольников.
На этом же этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности валеологических ценностей у детей. Дошкольникам были предложены ситуации, связанные со знаниями основ здорового образа жизни, которые помогают детям овладеть нормами и правилами поведения (Приложение Е). Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов:
3 балла – правильный ответ, показывающий,
что ребенок имеет представление о нормах
и правилах поведения в
2 балла – частично правильный ответ, ребенок
1 балл – неправильный ответ, ребенок не знает, как
вести себя в данной
На основе полученных результатов можно определить три уровня представлений:
• 12 баллов – высокий уровень (у ребенка хорошо сформированы представления о нормах и правилах здорового образа жизни);
• 10–8 баллов – средний уровень (у ребенка частично сформированы представления о нормах и правилах здорового образа жизни);
• 7–4 балла – низкий уровень (у ребенка не сформированы представления о нормах и правилах здорового образа жизни).
Результаты тестирования были занесены в таблицу и представлены в приложении Ж.
Обработка полученных результатов выявила, что только у трех дошкольников (15%) наблюдается высокий уровень представлений о нормах и правилах здорового образа жизни; 8 человек (40%) из 20 детей имеют средний уровень, когда у детей частично сформированы валеологические представления; 9 человек (45%) показали низкий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, у этих детей не сформированы нормы и правила поведения в валеологических ситуациях. Представим результаты наглядно (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Степень сформированности валеологических ценностей у дошкольников
Полученные результаты констатирующего этапа
2.2. Программа формирования
здорового образа жизни у
В соответствии с предлагаемой нами программой практическая реализация (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зависит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих воспитанников, а также от так называемых «местных условий».
Задачи программы: формирование
потребностно-мотивационных
Воспитание и обучение проводилось преимущественно в игре или творческой деятельности главным образом через подражание, практические действия и другие формы продуктивного поведения.
Нами были реализованы следующие направления
1. Оптимизация физического воспитания детей через:
• расширение программы физвоспитания;
• учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
• организация активного отдыха на занятиях, прогулках и после занятий.
2. Рациональная организация
учебно-воспитательного
3. Лечебно-профилактическая работа:
Нами разработан и апробирован тематический план по формированию здорового образа жизни у дошкольников, который включает несколько блоков: «Школа Мойдодыра», «Школа спортсмена», «Школа Айболита и его друзей», «Школа Всезнайки» (Приложение З). В приложении И представлены примеры конспектов по каждому тематическому блоку.
Содержание занятий наполнялось сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятия позволяло сохранить специфику особенностей дошкольного возраста.
Также нами предлагается примерная тематика просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников:
1. Роль семьи в воспитании здорового дошкольника. Валеологическая культура дома.
2. Отдых ребенка в дошкольном учреждении и дома.
3. Основы рационального питания.
4. Предупреждение детской нервозности.
5. Предупреждение детского травматизма.
6. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.
7. Профилактика инфекционных болезней у дошкольников.
8. Личная гигиена дошкольника
9. Роль семьи в подготовке ребенка к школе.
Организация работы с родителями может проходить в форме собраний, тематических бесед, занятий в семейных клубах. Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:
• анализ заболеваемости за предыдущий период времени;
• осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее
• анализ развития навыков детей;
• анализ физического развития ребенка.
Также на занятиях основного
цикла была активизирована и разработана
система использования
Требования к проведению физкультминуток:
Обычно физкультминутки проводились под стихотворный
текст. При подборе стихотворений
Использовались следующие виды физкультминутки: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни