Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:22, курсовая работа
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников. Задачи исследования:
1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как основу валеологического воспитания.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.
3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития
нашего общества связан с демографическим
кризисом, снижением продолжительности
жизни, снижением психического состояния
здоровья населения страны, что вызывает
обеспокоенность многих ученых и
специалистов. Но, учитывая традиционную
направленность действующей системы
здравоохранения на выявление, определение
и “устранение” болезней, усилившуюся
в связи с прогрессирующей
социально-экономической
Уровень здоровья человека
зависит от многих факторов: наследственных,
социально-экономических, экологических,
деятельности системы здравоохранения.
Однако первостепенная роль в сохранении
и формировании здоровья все же принадлежит
самому человеку, его образу жизни,
его ценностям, установкам, степени
гармонизации его внутреннего мира
и отношений с окружением. Вместе
с тем современный человек
в большинстве случаев
Первым шагом в этом
направлении может служить
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская [2], О.А. Ахвердова [4], В.И. Бондин [6], Г.К. Зайцев [10], Э.М. Козин [14], В.П. Озеров [18] и др.). Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Объект: здоровый образ жизни дошкольников.
Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие
здоровый образ жизни как
2. Проанализировать психолого-
3. Изучить особенности
развития физической культуры
дошкольников как одного из
оптимальных способов
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ
жизни – основа
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье - валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку - науку фундаментальную и необходимую - как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.
Здоровье - одни из компонентов
человеческого счастья, одно из неотъемлемых
прав человеческой личности, одно из условий
успешного социального и
Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К. Зайцевым [10], Л.Г. Татарниковой [27], В.Н. Яшиным [30] выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.
Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» [25, c. 54].
Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко [3] выделяет следующие:
• организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
• методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
• психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
• санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
• двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
• рациональное питание (меню и режим питания);
• медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
1. Представление о здоровом ребёнке, который
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-
4. Ключевым системообразующим
средством оздоровительно-
Велеологическая педагогика строится не только на общепедагогических принципах, но и на самостоятельны выработанных [27]:
1. Развитое воображение становится необходимым
2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
3. Создание и закрепление целостного позитивного
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.
Основываясь на принципы педагогической
валеологии, здоровье ребёнка можно считать
Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов [24].
Здоровье детей во многом детерминировано социально-
Здоровье, по определению Всемирной организации
Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.
По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения [16, c. 11].
Здоровый образ жизни - активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.
Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное (оптимальное) удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей.
Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский указали, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [17].
Авторы выделили три основных компонента здорового образа жизни [17, c. 48]:
1) объективные общественные
2) конкретные формы
4) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.
Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [16, c. 19]. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Итак, здоровый образ жизни является основой валеологического воспитания. Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, культурньих, коммуникационных факторов.
1.2. Психолого-педагогические
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни