Физическое упражнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Физическое упражнение – двигательная деятельность, направленная на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
Физическое упражнение – это основное средство физического воспитания и спортивной тренировки. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность: выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности. Поэтому многие физические упражнения существенно отличаются друг от друга по форме и содержанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Физическое упражнение - основное специфическое средство физического воспитания………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика физического упражнения………………… 5
1.2 Содержание, формы и свойства физического упражнения………..6
1.3 Классификации физических упражнений…………………………..8

Глава 2. Техника физических упражнений…………………………………..12
2.1 Общее понятие о технике двигательных действий………………...12
2.2 Основа техники физического упражнения, её главное звено и
детали……………………………………………………………………...12
2.3 Фазы техники физического упражнения…………………………....13

Глава 3. Характеристики движений физических упражнений……………...16
3.1 Кинематические характеристики физического упражнения………16
3.2 Динамические характеристики физического упражнения…………20
3.3 Ритмические характеристики физического упражнения…………...21

Заключение……………………………………………………………………...24

Список использованных источников………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая физ упражнение.docx

— 61.11 Кб (Скачать файл)
  • упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;
  • упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей;
  • упражнения, воздействующие на развитие гибкости;
  • силовые упражнения и т.п.

 

  1. По структурным биомеханическим признакам:
  • физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);
  • физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);
  • комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);
  • вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические, прыжки в воду и т.п.).

 

  1. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):
  • упражнения умеренной мощности;
  • упражнения большой мощности;
  • упражнения субмасксимальной мощности;
  • упражнения максимальной мощности.

 

  1. По степени близости к соревновательному упражнению.  Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:
  • избранные соревновательные упражнения;
  • специально-подготовительные упражнения;
  • общеподготовительные физические упражнения.

 

  1. По целевой направленности выделяют:
  • общеразвивающие;
  • профессионально-прикладные;
  • спортивные;
  • восстановительные;
  • лечебные.

 

  1. По ритмам работы мышц:
  • упражнения статического характера (на удержание веса);
  • упражнения динамического характера (упражнения преодолевающего и уступающего характера);
  • смешанные упражнения. [6]

 

 

Вывод

Здоровье каждого человека напрямую зависит от его физической активности. Не зря говорят: «Движение  – жизнь!» Каждый из нас, хочет он того или нет, ежедневно выполняет различные двигательные действия, тем самым поддерживает функциональность своего организма в тонусе. К сожалению, этого не всегда достаточно для нормального функционирования всех органов и систем организма. Физическое упражнение – решение данной проблемы. В сочетании с гигиеническими факторами и оздоровительными силами природы, оно способствует гармоничному развитию личности. Однако, любое физическое упражнение должно быть правильно подобрано и рационально использовано, что можно легко сделать располагая приведёнными в первой главе материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Техника  физических упражнений

2.1 Общее понятие о технике  двигательных действий

В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как конкретный желательный результат  действия, и способ, каким она решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими различными способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь и ближней к планке, и дальней от нее ногой), причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Это понятие находится  в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если, напомним, подразумевать под ней не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие, однако, в том, что термин «техника» относится не ко всяким, а лишь к эффективным формам физических упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Ясно, что степень эффективности техники физических упражнений в каждый данный момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно в принципе совершенствуется и обновляется, становясь все более эффективной, причем как у отдельного человека (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере все более углубленного научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим упражнениям и воспитания физических качеств). Прогресс техники физических упражнений обусловлен в определенной мере и совершенствованием специального инвентаря и оборудования. Все это постоянно приводит к появлению более эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся почти во всех видах спорта в последние десятилетия.

Различают основу техники  движений, ее главное звено и детали.[7]

 

 

2.2 Основа техники физического  упражнения, её главное звено  и детали

ОСНОВА ТЕХНИКИ -   это  совокупность движений, необходимых  для решения двигательной задачи.

Например, в велосипедном спорте основу техники составляют техника  посадки, техника педалирования  и техника велосипедной езды. Нарушение хотя бы одного элемента основы техники делает невозможным продуктивное решение двигательной задачи.

ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ)  ЗВЕНО  ТЕХНИКИ -  наиболее  важная часть  данного способа решения двигательной задачи.

Так, в командной гонке на шоссе, главным звеном является техника смены, а в спринте на треке – финальное усилие.

ДЕТАЛИ  ТЕХНИКИ -  второстепенные  особенности  движения,  не нарушающие  основ  техники,  но  способствующие  более  полной  реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной  задачи.

В командной гонке на шоссе  детали техники будут заключаться  в поиске наиболее рациональной аэродинамической посадки и перегруппировке команды  под ветром.

Техника  физических  упражнений  постоянно  совершенствуется  и  обновляется в процессе физического  воспитания и спорта. Это обусловлено  следующим:

  • возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
  • поиском более совершенных способов выполнения движений;
  • повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
  • совершенствованием методик обучения;
  • появлением нового инвентаря, оборудования. [2, 9]

 

2.3 Фазы техники физического  упражнения

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую). Такие же фазы выделяют в упражнении по прохождению поворота велосипедистом на дистанции.

Подготовительная  фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

К подготовительной фазе упражнения по прохождению поворота велосипедистом на дистанции относится подход к  повороту. Основные действия данной фазы: сбросить скорость, чтобы при повороте не потерять сцепления с дорогой, однако сделать это надо как можно позже, чтобы не потерять драгоценного времени, но не настолько поздно, чтобы "проскочить" поворот; смещение кнаружи полосы движения для построения сглаживающей траектории; включение оптимальной передачи.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

К основной фазе упражнения по прохождению поворота велосипедистом будут относиться вход в поворот и движение по дуге. Вход в поворот заключается в переводе велосипеда на дугу поворота после завершения торможения. Как правило, на этой стадии, спортсмен, перенося вес тела в сторону поворота, отклоняет колено(правое или левое – соответственно стороне поворота) и проходит поворот отпустив тормоза. Продолжая двигаться по дуге траектории, следует пройти как можно ближе к точке касания внутренней границы трассы, балансируя устойчивость.

Заключительная  фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Заключительная фаза (выход  из поворота) начинается в тот момент, когда пройдена "внутренняя точка". Начинаем ускорение, одновременно плавно распрямляя траекторию движения и откатываясь  к внешней стороне трассы.[14, 3]

 

 

 

 

Вывод

 

Были изучены  и рассмотрены структурные компоненты физического упражнения, такие как  основа техники, основное звено и  детали техники, а так же фазы физического  упражнения на примере прохождения поворота велосипедистом в велосипедном спорте на шоссе.

Каждое двигательное действие имеет несколько различных  способов выполнения, причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Что касается термина «техника»… Он относится только лишь к эффективным формам физических упражнений. Эффективность техники постоянно изменяется, совершенствуется и обновляется. Для достижения максимально продуктивного решения двигательных задач необходимо знать основные структурные компоненты физического упражнения, а также уметь грамотно применять их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристики движений физических упражнений

3.1 Кинематические характеристики  физического упражнения

В  методике  физического  воспитания  важное  место  отводится  кинематическим характеристикам двигательных действий.

К  ним  относятся  пространственные, временные и пространственно-временные.

Пространственная  характеристика двигательных действий. Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным  характеристикам  относятся:  исходное  положение  и  положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения.

Исходное  положение —  выражает  готовность  к  действию,  это точно  принятое,  эффективное,  экономное  соотношение  взаимодействующих  сил. Эффективность и результативность упражнения во  многом  определяется  тем,  насколько рационально  выполняющий  его  использует  внутренние (свои  собственные)  и  внешние силы, обеспечивающие движение. Принятое  исходное  положение  создает  наиболее  выгодные  условия  для  правильного  выполнения  упражнения  и  обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного  положения  тела  и  его  частей  зависит  эффективность  выполняемых упражнений. Изменяя  исходное положение тела или его  частей,  можно  изменить  сложность  упражнения,  усилить или снизить  нагрузку  на  разные  группы мышц. При принятии исходного положения  в теле или отдельных его частях наблюдается статическое  напряжение.  Некоторые  исходные  положения  и  статические  позы  имеют  самостоятельное  значение,  например  стойка «смирно».

В  работе  с  детьми  используются  разнообразные  исходные  положения:  для  ног —  ноги  вместе;  на  ширине  плеч  или  слегка расставлены и т.д.; для  рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения —  путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду  движения.

По  форме траектории  бывают  прямолинейные  и  криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные  движения не требуют  затраты  дополнительных  мышечных  усилий  для преодоления  инерции  тела, поэтому  они используются чаще. Сложность траектории  зависит  от  движущейся  массы  тела:  чем  она  больше, тем  форма  проще, например,  движения  руки  разнообразнее,  чем ноги.

Направление движения. Направление  движущихся частей тела влияет  на  эффективность  воздействия  физических  упражнений,  выполнение двигательной задачи. Направление движения определяется по отношению к собственному  телу.  Их  принято  называть  парно-противоположной  терминологией — «вверх-вниз, вперед—назад, вправо—влево». Направление  сгибательных  движений  определяют  по  плоскостям  тела,  применяя  термины «вперед», «назад»;  для  движений  в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, вперед, вправо-влево; для движений в линейной плоскости: наклоны в  сторону,  направо,  налево;  для  вращательных  движений  в  горизонтальной  плоскости:  например,  повороты  направо,  налево. Применяются также промежуточные направления (например, вполоборота налево и др.).

Информация о работе Физическое упражнение