Влияние физических упражнений на работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Содержание

Введение

1. Физическая работоспособность

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

4.2 "Малые формы" физической культуры

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Вывод

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)

Елабужский филиал Казанского Федерального Университета

                             Реферат по физкультуре на тему:

       Влияние физических упражнений  на работоспособность

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        Студентка 1 курса             

                                                                                        Группы 1106

                                                                                        Фак. ист. и юриспруд.

                                                                                        Газизова Ульяна

                                                                                        Валерьевна

                                                                                        Проверила:

                                                                                        Шаймарданова Л. Ш.

                                             Елабуга 2012 г.

План

Введение

1. Физическая работоспособность

2. Умственная работоспособность.  Утомление и его профилактика

3. Значение физической  культуры в повышении работоспособности

4. Средства физической  культуры в регулировании умственной  работоспособности

4.1 Использование физических  упражнений как средства активного  отдыха

4.2 "Малые формы"  физической культуры

4.3 Учебные и самостоятельные  занятия по физической культуре  в режиме учебно-трудовой деятельности

Вывод

Список литературы

Введение

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

“Движение как таковое  может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все  лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его  жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного  развития. Развитие происходит в неразрывной  связи с активной мышечной деятельностью.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную  способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого”  механизма регуляции жизнедеятельности  органов и тканей. У людей, ведущих  малоподвижной образ жизни, наблюдается  прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области  сердца, головокружение, боли в спине  и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного  труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения  в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует  “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению  обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным  воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности  человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию  неблагоприятных факторов. Показателем  стабильности здоровья служит высокая  степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются  как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с  постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

1. Физическая работоспособность

Физическую работоспособность  связывают с определенным объемом  мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или  установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном  уровне физической активности наступает  атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.

Физическая работоспособность  понятие комплексное и определяется следующими факторами:

- морфофункциональным  состоянием органов и систем  человека;

- психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение о ее величине Ф.Р. можно составить только на основе комплексной оценки.

На практике физическая работоспособность определяется с  помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных  тестов. Наиболее широкое распространение  получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3- х минутный бег на месте.

Однако объективно судить о физ. работоспособности человека на основании полученных результатов  трудно. Это объясняется следующими причинами:

во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать  ответную реакцию организма на нагрузку;

во-вторых, точное воспроизведение  любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана  с включением ограниченного мышечного  массива, что делает невозможной  максимальную интенсификацию функций  всех систем организма. Установлено, что  наиболее полное представление о  мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное определение  работоспособности имеет большое  значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной  работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения  и реабилитации больных, при определении  степени утраты трудоспособности и  т.д.

Для оценки физической работоспособности  в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка).

Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности  судят по изменению максимального  потребления кислорода. (МПК). [Или  по мощности нагрузки, при которой  частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту (РWС 170)]. Существует много разнообразных методов определения МПК, в том числе как прямого, так и непрямого (прогнозтического) характера определения МПК.

Прямой метод оценки достаточно сложен, т.к. требуется специальная  аппаратура и высокой квалификации персонал, проводящий измерения.

Более простой непрямой метод оценки МПК, который осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный.

В последнее время  наряду с термином “физическая работоспособность” широко используют понятие “физическое  состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК  как наиболее объективного показателя физического состояния.

Однако следует отметить, что физическое состояние не может  определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных  признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов  и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Понятие “физическое  состояние” равнозначно термину  “физическая кондиция” (за рубежом). Чем выше уровень физического  состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК (показатель физического состояния) в естественных условиях можно с помощью 12я1 минутного  теста (Купера), предусматривающего измерение  максимального расстояния, которое  преодолевает за это время человек. Установлено, что между длиной дистанции  и потреблением кислорода существует взаимоотношения (взаимозависимость).

Методы повышения  физической работоспособности

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств  оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном  этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и  не гарантирует эффективного повышения  физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие  повышение физического состояния  до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок”  “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

Первый метод предусматривает  преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек  до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих  как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качеств.

2. Умственная работоспособность.  Утомление и его профилактика

Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Основу работоспособности  составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические  особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение  объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и  др.;

физиологические состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;

физические - уровень  развития выносливости, силы, быстроты движений и др.;

совокупность специальных  качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит  от возможностей человека адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным  видам утомления - физическому, умственному  и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей  работы. Умственная работоспособность  студентов, например, определяется успешностью  усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается, и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться  дважды в день. Умственная работоспособность  человека в значительной мере зависит  от времени суток. Суточный физиологический  ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное  время и пониженную - в ночное время.

Умственная работоспособность  изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами  утомления являются нарушения в  слаженности функционирования органов  и систем. Так, нарушается обмен веществ  в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и  проводимость сигналов, происходят биохимические  и биофизические изменения рецептивных  и сократительных элементов структуры  мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения  нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное отношение  к чувству усталости, которое  заложено в особенностях умственного  труда, приводит к переутомлению, к  перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Информация о работе Влияние физических упражнений на работоспособность