Физическое качество «гибкость», методы развития гибкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:14, реферат

Краткое описание

Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.
Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Гибкость и факторы, влияющие на ее развитие……………………………...4
Методика развития гибкости и мышечной координации……………………9
Заключение…………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 136.66 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

Тема: «Физическое качество «гибкость», методы развития гибкости

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Выполнила: 
студентка 1 курса психолого-педагогического и специального образования 
профиль: дошкольное образование 124 группа 
заочная форма обучения 
Скоробогатова Вера Сергеевна

Ст. преподаватель кафедры физ., воспитания 
Колосова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013

Содержание

     Введение……………………………………………………………………………3

  1. Гибкость и факторы, влияющие на ее развитие……………………………...4
  2. Методика развития гибкости и мышечной координации……………………9

     Заключение…………………………………………………………………………13

Список используемой литературы…………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Гибкость –  это одно из пяти основных  физических качеств человека. Она  характеризуется степенью подвижности  звеньев опорно-двигательного аппарата  и способностью выполнять движения  с большой амплитудой. Это физическое  качество необходимо развивать  с самого раннего детства и  систематически.

     Внешнее проявление  гибкости отражает внутренние  изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой  системе. Недостаточная гибкость  приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению  солей, изменениям в походке. Недостаточный  анализ гибкости у спортсменов  приводит к травмированию, а также  к несовершенной технике.

     Для успешного  развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность  вопроса. Необходимые для практики  сведения относятся к различным  областям знаний: теории и методике  физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития  гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении  накопления фактических материалов  в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств  развития гибкости предлагается  комплексный подход, объединяющий  различные области познания, что  поможет выявить причинно-следственную  связь всех сторон изучаемого  качества.

     Особенности  гибкости имеют свою специфику  в зависимости от рода деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гибкость и факторы, влияющие на ее развитие

     В профессиональной  физической подготовке и спорте  гибкость необходима для выполнения  движений с большой и предельной  амплитудой. Недостаточная подвижность  в суставах может ограничивать  проявление качеств силы, быстроты  реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты  и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным  травмам мышц и связок.

     Сам термин гибкость обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.

     В теории  и методике физической культуры  гибкость рассматривается как  многофункциональное свойство опорно-двигательного  аппарата человека, определяющее  пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной  амплитуды движений при самостоятельном  выполнении упражнений благодаря  своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной  амплитуды движений, достигаемой  при действии внешних сил (с  помощью партнера или отягощения) (рис. 1).

     В пассивных  упражнениях на гибкость достигается  большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между  показателями активной и пассивной  гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.

     Различают  также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость характеризует  подвижность во всех суставах  тела и позволяет выполнять  разнообразные движения с большой  амплитудой. Специальная гибкость  – предельная подвижность в  отдельных суставах, определяющая  эффективность спортивной или  профессионально-прикладной деятельности.

     Развивают  гибкость с помощью упражнений  на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать  не только по активной, пассивной  направленности, но и по характеру  работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание (рис. 2).

Рис № 1   Основные разновидности гибкости


 
Рис. № 2.    Система из 12 показателей гибкости


 

 

   Специальная гибкость  приобретается в процессе выполнения  определенных упражнений на растяжение  мышечно-связочного аппарата.

     Зависит гибкость  от многих факторов и, прежде  всего, от строения суставов, эластических  свойств связок и мышц, а также  от нервной регуляции тонуса  мышц. Также она зависит от  пола, возраста, времени суток (утром  гибкость снижена) (рис. 3).

     Дети более  гибки, чем взрослые. Развивать это  качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек  это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость  увеличивается с возрастом примерно  до 17-20 лет, после чего амплитуда  движений человека уменьшается  вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов  у людей астенического типа  меньше, чем у лиц мышечного  и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении  способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления  показатели активной гибкости  уменьшаются на 11,6%, а пассивной  – увеличиваются на 9,5%. Наиболее  высокие показатели гибкости  регистрируются от 12 до 17 часов суток  и в условиях повышенной температуры  окружающей среды. Предварительный  массаж, горячий душ, умеренное возбуждение  растягиваемых мышц также способствует  увеличению гибкости более чем  на 15%.

     Чем больше  соответствие друг другу сочленяющихся  суставных поверхностей (т.е. их когерентность), тем меньше их подвижность.

     Шаровидные  суставы имеют три, яйцевидные  и седловидные – две, а блоковидные  и цилиндрические – лишь одну  ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно  лишь ограниченное скольжение  одной суставной поверхности  по другой.

     Ограничивают  подвижность и такие анатомические  особенности суставов, как костные  выступы, находящиеся на пути  движения суставных поверхностей.

     Ограничение  гибкости связано и со связочным  аппаратом: чем толще связки и  суставная капсула и чем больше  натяжение суставной капсулы, тем  больше ограничена подвижность  сочленяющихся сегментов тела. Кроме  того, размах движений может быть  лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости  зависит не только от эластических  свойств мышц, связок, формы и  особенностей сочленяющихся суставных  поверхностей, но и от способности  сочетать произвольное расслабление  растягиваемых мышц с напряжением  мышц, производящих движение, т.е. от  совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов  к растяжению, тем меньшее сопротивление  они оказывают при выполнении  движений, и тем “легче” выполняются  эти движения. Недостаточная подвижность  в суставах, связанная с несогласованной  работой мышц, вызывает “закрепощение”  движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.

     К снижению  гибкости может привести и  систематическое или концентрированной  на отдельных этапах подготовки  применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные  программы не включаются упражнения  на растягивание.

Рис. № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика развития гибкости и мышечной координации

     Основная задача  упражнений на растягивание состоит  в том, чтобы увеличить длину  мышц и связок до степени, соответствующей  нормальной анатомической подвижности  в суставах.

     Гибкость должна  быть в оптимальном соотношении  с мышечной силой. Недостаточное  развитие мышц, окружающих сустав, может привести к чрезмерной  подвижности их и к изменению  статики человеческого тела.

     С анатомической  и практической точки зрения  целесообразна большая подвижность  в тазобедренных суставах при  сгибании вперед и меньшая  при разгибании назад. Эффективность  упражнений на растяжение будет  большей при длительном воздействии  относительно малой интенсивности. Исследованиями доказано, что упражнения  на растягивание целесообразно  выполнять два раза в день. Для сохранения гибкости можно  выполнять их реже.

     Сочетание  силовых упражнений с упражнениями  на растягивание способствует  гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и  пассивной гибкости, причем уменьшается  разность между ними. Именно этот  режим работы можно рекомендовать  спортсменам всех специализаций  для увеличения активной гибкости, проявляющейся в специальных  упражнениях.

     Если выполнять  только силовые упражнения, то  способность мышц к растягиванию  уменьшается. И, наоборот, постоянное  растягивание мышц (при исключении  мощных сокращений) ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного  занятия следует предпочитать  частое чередование упражнений  на гибкость с силовыми упражнениями. Такая методика обеспечивает  одновременное повышение силы  и гибкости в работе не только  с квалифицированными атлетами, но и с подростками.

     Для развития  гибкости используются различные  приёмы:

  1. Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.
  2. Выполнение движений по возможно большей амплитуде.
  3. Использование инерции движения какой-либо части тела.
  4. Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.
  5. Применение активной помощи партнера.

     Последнее  время распространяется активно-силовой  метод развития гибкости, в основу  которого положен феномен А.А.Ухтомского  – самопроизвольное отведение  прямой руки после 30-60-секундного  изометрического напряжения мышц. Например, рука непроизвольно отводится  в сторону после попытки выполнить  это движение, стоя вплотную боком  к стенке.

     Аналогичное  явление наблюдается при выполнении  равновесия и растягивании свободной  ногой резинового амортизатора. Обычно в этом случае спортсмену  не удается поднять ногу на  привычную для него высоту. После  снятия амортизатора нога непроизвольно  поднимается значительно выше  уровня, обычного для данного  спортсмена.

     При активно-силовом  методе развития гибкости увеличивается  сила мышц в зоне «активной  недостаточности» и амплитуда  движений.

     Существуют  два основных метода тренировки  гибкости – метод многократного  растягивания и метод статического  растягивания.

     Метод многократного  растягивания основан на свойстве  мышц растягиваться значительно  больше при многократных повторениях  упражнения с постепенным увеличением  размаха движений. В начале спортсмены  начинают упражнение с относительно  небольшой амплитудой, увеличивая  её к 8-12-му повторению до максимума.

     Высококвалифицированным  спортсменам удается непрерывно  выполнять движения с максимальной  или близкой к ней амплитудой  до 40 раз. Пределом оптимального  числа повторений упражнения  является начало уменьшения размаха  движений. Наиболее эффективно использование  нескольких активных динамических  упражнений на растягивание по 8-15 повторений каждого из них. В течение тренировки может  быть несколько таких серий, выполняемых  подряд с незначительным отдыхом  или вперемежку с другими, в  том числе и силовыми, упражнениями. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не «застывали».

     Активные динамические  упражнения могут включаться  во все части учебно-тренировочного  занятия. В подготовительной части  эти упражнения являются составной  частью общей и специальной  разминки. В основной части занятия  такие упражнения следует выполнять  несколькими сериями, чередуя их  с работой основной направленности. Если же развитие гибкости  является одной из основных  задач тренировочного занятия, то  целесообразно упражнения на  растягивание сконцентрировать  во второй половине основной  части, выделив их самостоятельным  «блоком».

Информация о работе Физическое качество «гибкость», методы развития гибкости