Физическое воспитание в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно –
ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная
любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить
максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной
роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя,
так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.

Содержание

Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
2.1. Закаливание.
2.2. Режим дня.
2.3. Рациональное питание.
Глава II.
3. Формы физического воспитания в семье.
3.1. Пешие прогулки и походы.
3.2. Плавание.
3.3. Лыжные прогулки.
3.4. Катание на коньках.
3.5. Езда на велосипеде.
3.6. Бег.
Глава III.
4. Организация досуга для детей.
4.1. Игры во дворе.
4.2. Спортивная площадка.
4.3. Спортивный уголок дома.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

температурой воздушного потока.

Систематическое проведение таких процедур в дополнение к  ежедневным прогулкам

повышает устойчивость организма  ребенка к сквознякам, к продолжительным

охлаждениям и перегреваниям.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим  средством могут быть – при  соблюдении

правил их выполнения –  солнечные ванны, обладающие многосторонним действием

на организм. Главное их оздоровительное значение состоит  в бактерицидности

(многие бактерии и  вирусы под воздействием прямых  солнечных лучей погибают),

в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным

факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно

только при умеренных  ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к

ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце,

особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми

днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные  удары.

Поэтому первые солнечные  ванны, особенно для астеничных, а  также светловолосых

детей, в утренние или  послеобеденные часы при температуре  воздуха +200

и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней длительность процедуры

можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на

солнце с купанием в  реке или море с интервалами в 15-20 минут.

Полезно принимать солнечные  ванны в движении – в подвижных  играх или

занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая

шапочка.

Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между  тем и зимнее

солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние.

Особенно эффективно воздействие  солнечной радиации в горах.

Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода,

теплопроводность которой  в 28 раз выше. Для закаливания  воду также применяют

с древнейших времен.

Все традиционные методы водного  закаливания делятся на общие  и местные. К

первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым –  умывание,

мытье рук и ног, игры с  водой. Достаточно эффективными для  закаливания детей

могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и  голеней при

постепенном снижении температуры  воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание

горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

     Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть

с нею; такие занятия  улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это

надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в

теплое время  года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей,

затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное  обливание ног:

сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и

вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим  и закаливающим средством является купание в

водоеме. Для здорового  ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при

температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.

Существует ряд методик  применения контрастного душа, но все  они требуют

специальной подготовки детей  к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать

можно с известной процедуры  контрастных ножных ванн с поочередном  погружением

ног ребенка в тазы с  водой разной температуры (34-360 и 18-200

).

Одна из удобных и требующих  не много времени методик контрастного душа такова.

После утренней зарядки ребенок  обливается под душем от шеи теплой (380

) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды  снижают на 2-30

, а время ее действия  сокращают до 15-20 секунд. Далее такие  чередования приемов

теплого и прохладного  душа повторяют 2-3 раза. В первых процедурах температуру

воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через 3-4 дня время

обливаний менее теплой водой  доводят до 30-40 секунд. Через 8-10 дней разницу в

температуре воды увеличивают  на 3-40 и так постепенно в течение

3-3,5 месяцев разницу в  температуре горячей и прохладной  воды доводят до 20

0 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и

18-200). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.

Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную  ценность

контрастного душа как  для взрослых, так и для детей  раннего возраста. Хорошо

действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление  и повышая

работоспособность.

Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране, также

составляют контрастные  температурные воздушные и водные процедуры. Насколько

показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для их здоровья?

Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью показывает, что

и русская парная баня, и  финская сауна помогают закалке  как взрослых, так и

детей, включая старших  дошкольников. Конечно, для последних  и младших

школьников должен создаваться  более щадящий режим, особенно при  первых

посещениях. Так, температура  в парилке должна быть в пределах 650

для дошкольников, 750 – для младших школьников. Соответственно время

нахождения в ней – 5-7 минут. За одно посещение ребенок  может побыть в парной

2-3 раза, чередуя посещение  с приемами прохладного (20-250) душа в

течение 20-30 секунд. По мере повторения процедур температуру воздуха  в парилке

можно увеличить до 800, а время пребывания в ней – до 7-8 минут.

Дети старшего школьного  возраста могут находиться в парной вместе со взрослыми,

однако лишь на нижней полке  и все же меньше времени, чем они.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями

ребенка с первых дней его  жизни. Задача родителей – в содружестве  с медиками

и педагогами сделать все  возможное, чтобы закаливание стало  обязательным

компонентом здорового образа жизни наших детей.

                             2.2.        Режим дня.                            

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так  не облегчает

работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни.

Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен  для учащихся.

Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет

на пользу.

Если не налажено правильное чередование различных видов  деятельности, если

продолжительность ночного  сна недостаточна, если мало отводится  времени для

отдыха на открытом воздухе  – все это приводит к тому, что нервная система

быстро истощается. Результат  – снижение работоспособности школьника. Вот

почему семья, так же как  и школа, должна обратить серьезное  внимание на

организацию времени бодрствования  и сна учащихся.

Хороший отдых, а затем  неукоснительное выполнение распорядка дня избавят

маленького школьника  от головных болей, вялости, постоянного  чувства

усталости. Он снова будет  внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

Правильно организовать режим  дня школьника – это:

-         обеспечить ему достаточный по  продолжительности сон со строго

установленным временем подъема  и отдыха ко сну;

-         предусмотреть регулярный прием  пищи;

-         установить определенное время  приготовления уроков;

-         выделить время для отдыха  на открытом воздухе, творческой

деятельности, свободных  занятий и помощи семье.

Конечно, трудно приучить ребенка  следовать всем пунктам режима; но если

проявить настойчивость, ему будет легче и легче  это делать – начинает играть

свою роль привычка, и  ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей в сне  тем больше, чем младше ребенок. С  возрастом

продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно

увеличивается.

Большую часть времени  ребенку необходимо провести на открытом воздухе.

Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с  ослабленным

здоровьем) желателен дневной  сон: час-полтора при открытой форточке, который

хорошо восстанавливает  работоспособность.

После домашних учебных занятий  ребенку обязательно надо поиграть на открытом

воздухе час-полтора. Еще  раз подчеркнем значение двигательной активности.

Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют  избыточный вес,

плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться  к смене

температуры воздуха и  атмосферного давления; поэтому часто  и длительно

болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.

Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр  на воздухе в

наказание за какие-либо проступки.

Общее время пребывания ребенка  на свежем воздухе – до 4 ч. в день. Всякий

лишний час, проведенный  на воздухе, очень ценен для здоровья школьников,

особенно ослабленных  и перенесших заболевания.

В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое  используется

ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок

должен быть уверен, что  у него всегда найдутся часы и для  чтения любимых

книг, и для конструирования  или рисования, и для занятий  спортом, и для того,

чтобы пойти в кино или  посмотреть телепередачу.

Найдите место в режиме дня посильному труду детей –  общественно полезному, в

помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.

Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не

говоря уже о том, что  они могут следить за состоянием своей одежды и обуви,

стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее  место.

Двадцать-двадцать пять минут  нужно выделить для завтрака и  для ужина и 30-35

минут – для обеда.

После напряженной дневной  работы организму школьника, его  центральной нервной

системе нужен полноценный  отдых. Такой отдых может доставить  только сон.

Сон достаточной продолжительности  обеспечивает высокую работоспособность

ребенка в течение значительного  времени.

Очень хорошо школьникам перед  сном спокойно погулять минут 20-30, а  затем

проветрить комнату и  провести вечерний туалет; в него следует  включить мытье

ног водой комнатной температуры.

Спокойному, глубокому сну  препятствует и слишком поздний  прием пищи, поэтому

ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед  сном. Постель –

безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.

Очень важно, чтобы дети и  во время сна дышали свежим воздуха. Комнату перед сном

нужно хорошо проветрить; еще  лучше приучить детей спать при  открытой форточке.

Температура воздуха в  спальне не должна превышать +16-170.

                        2.3.        Рациональное  питание.                       

Правильное питание –  важнейший залог формирования здорового  организма.

Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с  этим никто не

станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые

представления о рационе  и режиме питания, многие родители не считают

обязательным.

И если недокормленных детей  при всех наших сложностях с продуктами немного,

то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти в каждой

группе детского сада.

Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с младенческого

возраста подвержены частым респираторным и аллергическим  заболеваниям. Они

обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так  называемая

круглая спина. Добавим, что  возникающие в дошкольном периоде  обменные и

другие нарушения, связанные  с ожирением, способствуют развитию атеросклероза

в среднем возрасте и даже в молодости.

Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют

энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает  порочный

круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность  в движениях, а

гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких детей

надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш  опыт

показывает, что сделать  это непросто, родители должны приложить  много

стараний и набраться  терпения, чтобы привить любовь к  систематическим

движениям. Очень важен  здесь и личный пример взрослых.

В дошкольном возрасте в  связи с усилением энергетического  обмена потребность

в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь обусловливает

необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и  крупы,

и постепенного снижения потребления  молока. Изменяется и кулинарная обработка

продуктов: приготовление  блюд для старших дошкольников и  младших школьников

приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а  не совпадает.

Так, закуски, приправы и  соусы не должны быть слишком острыми; овощи для

салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и

посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного  чеснока;

мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном

Информация о работе Физическое воспитание в семье