Физические способности человека и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:31, реферат

Краткое описание

Человеческий организм – это сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная биологическая система, обладающая определенной структурой, специфическими физиологическими и психологическими функциями и представляющая собой высший этап эволюции органического мира Вселенной.

Содержание

Введение 3
1. Воспитание физических качеств. 4
2. Значение мышечной релаксации. 6
Заключение. 8
Список литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

Физ. способности 1.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

                          Министерство образования и науки  РФ

                    Федеральное агентство по образованию  РФ

ФГОУ СПО «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        РЕФЕРАТ 

                                       На ТЕМУ:

       Физические  способности человека и их  развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

                                      Красноярск – 2008

Содержание

 

Введение

 

Человеческий организм – это  сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная биологическая система, обладающая определенной структурой, специфическими физиологическими и психологическими функциями и представляющая собой высший этап эволюции органического мира Вселенной.

Человек, ведущий подвижный образ  жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Активизацию физиологических функций  организма при мышечной деятельности следует рассматривать как мобилизацию резервов. При этом тренированный организм имеет большие по объему резервы и может более полно их использовать, чем нетренированный.

Каждый орган, система органов  и организм в целом под влиянием направленной физической тренировки заметно повышают показатели работоспособности, физического резерва. Поэтому каждому человеку необходимо развивать свои физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость) путем тренировок.

 

1. Воспитание физических  качеств.

 

Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость, выносливость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему посредством  мышечных напряжений. Сила измеряется динамометром. Различают абсолютную (суммарная сила всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена). Средствами развития силы являются упражнения с отягощениями и упражнениями взрывного характера. Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (статический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте большое значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно-силовые качества (бег, прыжки, метание, штанга, бокс и т. П.).

Быстрота. Развитие быстроты – способности  человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью  – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

Поскольку быстрота движений и реакции  необходима во всех видах спорта и  во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:

- бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;

- семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием  бедра;

- упражнения с применением большой  силы (кратковременно), прыжков;

- упражнения в быстроте ответных  реакций на внезапный сигнал  и пр.

Совершенствование  техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.

Гибкость – это  способность человека выполнять  движения с большей амплитудой. Различают  гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и др. Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).

Ловкость – самое  сложное многозначное качество. В  нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность  усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Выносливость. Развитие выносливости – способности выполнять  какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности, - характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

 

    2. Значение мышечной релаксации.

Способность к произвольному  расслаблению мышц (мышечной релаксации) занимает значительное место в тренировочном  процессе по физической подготовке.

Движение любой части  тела является результатом сочетания  возбуждения и расслабления мышц. Расслабление определенных мышечных групп  в нужный момент так же, как и  возбуждение, необходимы для успешного  выполнения любого движения. Отсутствие такого расслабления приводит к напряженности и скованности движений, а следовательно, и снижению их эффективности.

Физические упражнения, применяемые для развития способности  к произвольному расслаблению мышц, делятся на пять групп:

    1. свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставам за счет толчкообразных движений ног;
    2. раскачивание ноги в тазобедренном и коленном суставах за счет толчкообразных движений опорной ноги;
    3. хлестообразные движения верхних конечностей за счет резких поворотов туловища;
    4. встряхивание (потряхивание) руками, ногой, туловищем;
    5. расслабленное «падение» туловища, поднятых рук.  

Методические рекомендации для овладения расслаблением  во время

выполнения физических упражнений сводятся к следующим  положениям:

    1. выполнять изучаемые упражнения до утомления ( это особенно целесообразно в занятиях циклическими спортивными упражнениями);
    2. создавать установку у занимающегося на выполнение заключительных фраз движений «хлестообразно»; эта методическая рекомендация дает наилучшие результаты в упражнениях, направленных на овладение техникой видов спорта, в которых проявляется «взрывное» усилие;
    3. переключать (резко чередовать) интенсивность движений; в циклических видах спорта перемежать отрезки, преодолеваемые с высокой скоростью, «выключениями», продолжая движение «расслаблено»; в циклических видах попеременно выполнять упражнение напряженно и легко – расслабленно;
    4. напоминать занимающемуся о необходимости расслабления мышц во время выполнения физических упражнений в виде кратких указаний (например, «расслабься», «свободно» и др.);
    5. во время выполнения напряженных циклических физических упражнений следить за мимическими мышцами, придавать лицу спокойное выражение, сознательно расслаблять мышцы лица.   

Непосредственно перед  началом спортивного упражнения (главным образом, во время спортивных соревнований), для того, чтобы освободиться от лишнего напряжения, целесообразно сделать глубокий вдох, задержать дыхание и напрячь мышцы, затем, слегка вперед, сделать толчкообразный выдох через нос и рот с одновременным расслаблением мышц.

Систематическое применение упражнений для развития способности  к произвольному расслаблению мышц способствует более быстрому овладению  двигательными навыками и более  эффективному развитию двигательных качеств.

Внушенная в процессе психорегулирующей тренировки мышечная релаксация является эффективным средством восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

Заключение.

Физическая культура воспитывает умение воспринимать и  понимать прекрасное в движениях  человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются  представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Они всегда связаны с проявлением воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.

 

Список литературы

      1. Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. Физическая культура. М: «Академия», 2002г.
      2. Ю. И. Евсеев. Физическая культура. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003г.
      3. В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. Здоровье и физическая культура студента. М: Альфа-М, 2003г.



Информация о работе Физические способности человека и их развитие