Физические особенности человека и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Еще в античный период древнегреческий мыслитель, философ Платон отмечал: “Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину”. В работе “Армия” Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: “По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество”. В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности.
Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения.

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский государственный  профессионально-технический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Физические особенности  человека и их развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ПО(пр)221

Хайлов К.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2003

Введение

Еще в античный период древнегреческий  мыслитель, философ Платон отмечал: “Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину”. В работе “Армия” Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: “По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество”. В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности. 
Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила - это способность производить механическую работу. Неутомимость - способность к длительному ее выполнению. Быстрота - способность управлять силой во времени. Ловкость - способность управлять ею в пространстве. 
Для П.Ф. Лесгафта характерен физиолого-анатомический подход: сила - мышцы туловища, выносливость - мышцы ног, ловкость - мышцы рук. Он полагал, что физические качества зависят от химического состава мышц. Современные исследования выделяют в мышцах белые и красные волокна. Белые волокна способствуют проявлению скоростно-силовых параметров в активной двигательной деятельности, красные волокна - длительному выполнению работы. Так, у спринтеров мышцы ног содержат 75% белых волокон и 25% красных, а у стайеров наблюдается прямо противоположная картина. 
Автор первого учебника по ТМФВ для вузов профессор А.Д. Новиков трактовал физические качества как выражение функциональной дееспособности организма к психофизическим напряжениям в процессе двигательной деятельности. Сила - способность к максимальным по величине напряжениям, быстрота - по интенсивности, выносливость - по длительности; ловкость - способность к максимальным по сложности психофизическим напряжениям. 
Известные советские физиологи доктора наук В.С.Фарфель, Н.А. Берштейн, А.Н.Крестовников исследовали физические качества с разных позиций. В.С.Фарфель изучал качества по зонам мощности, т.е. по механизмам энергообеспечения движений: 
- максимальная и субмаксимальная - анаэробные механизмы энергообеспечения; 
- большая и умеренная - аэробный (кислородный) механизм энергообеспечения. 
Н.А.Берштейн провел исследования и написал монографию по координационным способностям и построению движений. А.Н. Крестовников считал физические качества формой проявления дееспособности функциональных систем организма. 
В литературе встречается и такое определение: физические качества - это отдельные качественные стороны двигательной деятельности. Все вышеперечисленные определения верны, просто авторы акцентируют внимание в этих формулировках на своей позиции. Исследования в области биохимии спорта и теории функциональных систем приводят к заключению, что физические качества - это формы проявления физической активности, связанной с энергетическим обеспечением движений. Специфика проявления физических качеств определяется характером физической активности и сос 
тавом ведущих функциональных систем ее обеспечения. 
На наш взгляд, отражает сущность и легко запоминается следующее определение: ф и з и ч е с к и е к а ч е с т в а - это функциональные свойства организма, обеспечивающие активную двигательную деятельность. Физические качества, двигательные качества - равнозначные термины. Если хотят обратить внимание на психические и физиологические механизмы, то еще называют психомоторные качества. 
Общие закономерности развития физических качеств: 
1) развитие качеств происходит в процессе двигательной деятельности, требующей их проявления; 
2) взаимосвязь качеств в процессе их развития; 
3) постепенность и неравномерность развития качеств. 
Развитие физических качеств происходит по фазам (этапам). На разных этапах это развитие происходит неодинаково. Так, на ранних этапах их воспитания (у начинающих спортсменов) развитие одного качества обусловливает и развитие других. На определенном этапе воспитания (как правило, у высококвалифицированных спортсменов) развитие одного качества может тормозить развитие других. 
В возрастном аспекте развитие физических качеств отличается разновременностью (гетерохронностью). Скоростные качества достигают пика биологического развития в 13-15 лет, а силовые - в 25-30 лет. Разнонаправленность в развитии отдельных качеств особенно значительна в период полового созревания. 
В школьном возрасте принято выделять периоды наиболее значительных возрастных изменений в организме, в том числе и в развитии физических качеств. Эти периоды получили название сенситивных (наиболее чувствительных). Целенаправленное воспитание конкретных качеств в сенситивных периодах дает наибольший эффект, т.к. обеспечивает наиболее высокие темпы их прироста. 
Любое физическое качество - это биологическое свойство и способность использовать их в процессе активной деятельности. Следует также помнить, что уровень развития и проявления качеств в процессе активной двигательной деятельности определяется не только функциональными свойствами организма, но и его духовными качествами (волевыми усилиями).

 

 

 

 

 

 

Понятие о силе и силовых  качествах.

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую  выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.

Для развития максимальной силы выработан  метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.

Чтобы развить силу, нужно:

  1. Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
  2. Развить способности выдерживать различные усилия (динамические, статические и др.)
  3. Приобрести умение рационально использовать свою силу.

Для быстрого роста  силы необходимо постепенно, но неуклонно  увеличивать вес отягощений и  быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно растет не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но многократно интенсивно выполняемых упражнений. Решающее  значение для формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления. Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие расслаблению мышц и пробуждающие  положительные эмоции – игры, плавание  и т.п.

Уровень силы характеризует  определенное морфофункциональное  состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и обменную функции.

Корсетная функция обеспечивает при  определенном мышечном тонусе нормальную осанку, а также функции позвоночника и спинного мозга, предупреждая такие распространенные нарушения и заболевания  как дефекты осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту.

Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных процессов  в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу  и другим неинфекционным заболеваниям.

Насосная функция мышц («мышечный  насос») состоит в том, что сокращение либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует развитию воспалительных процессов и образованию тромбов.

Таким образом нормальное состояние  мышечной системы является важным и  жизненно необходимым условием .

Уровень состояния мышечной системы  отражается показателем мышечной силы.

Из этого следует, что для  здоровья необходим определенный уровень  развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук.

Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям , так и  индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29 лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 лет – тенденция к снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.

Необходимо помнить, что между  уровнем отдельных мышечных групп  связь относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты – это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе, обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.

Нормальный уровень силы – необходимый  фактор для хорошего здоровья, бытовой, профессиональной трудоспособности.

Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где требуется значительная физическая сила.

 

Гибкость и методика ее развития.

Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям  в суставах. Гибкость - морфофункциональное  двигательное качество. Она зависит: 
- от строения суставов;

- от эластичности мышц  и связочного аппарата;

- от механизмов нервной  регуляции тонуса мышц.

Различают активную и  пассивную гибкость.

Активная гибкость - способность  выполнять движения с большой  амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость - способность  выполнять движения с большой  амплитудой за счет действия внешних  сил (партнера, тяжести). Величина пассивной  гибкости выше показателей активной гибкости.

В последнее время  получает распространение в спортивной литературе термин “специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях. 
Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах.

Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек  на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периодике.

Время суток также  влияет на гибкость, с возрастом  это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.

Утомление оказывает  существенное и двойственное влияние  на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная гибкость, подвижность увеличивается до 14%. 
Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах. 
Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах. 

Средства и  методы:

Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения: 
- однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные) наклоны;

- маховые и фиксированные;

- статические упражнения (сохранение неподвижного положения  с

 максимальной амплитудой).

Пассивные упражнения: поза сохраняется  за счет внешних сил. Применяя их, достигают  наибольших показателей гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме. 
Общее методическое требование для развития гибкости - обязательный разогрев (до потоотделения) перед выполнением упражнений на растягивание. 
Взаимное сопротивление мышц, окружающих суставы, имеет охранительный эффект. Именно поэтому воспитание гибкости должно с запасом обеспечивать требуемую мах амплитуду движений и не стремиться к предельно возможной степени. В последнем случае это ведет к травмированию (растяжению суставных связок, привычным вывихам суставов), нарушению правильной осанки.

Мышцы малорастяжимы, поэтому основной метод выполнения упражнений на растягивание - повторный. Разовое выполнение упражнений не эффективно. Многоразовые выполнения ведут к суммированию следов упражнения и увеличение амплитуды становится заметным. Рекомендуется выполнять упражнения на растягивание сериями по 6-12 раз, увеличивая амплитуду движений от серии к серии. Между сериями целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

Серии упражнений выполняются в  определенной последовательности:  
- для рук;

- для туловища;

- для ног.

Более успешно происходит воспитание гибкости при ежедневных занятиях или 2 раза в день (в виде заданий на дом). Наиболее эффективно комплексное применение упражнений на растягивание в следующем сочетании: 40% упражнений активного характера, 40% упражнений пассивного характера и 20% - статического. Упражнения на растягивание можно включать в любую часть занятий, особенно в интервалах между силовыми и скоростными упражнениями. 
В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте - все варианты. Причем, если в младших и средних классах развивается гибкость (развивающий режим), то в старших классах стараются сохранить достигнутый уровень ее развития (поддерживающий режим). Наилучшие показатели гибкости в крупных звеньях тела наблюдаются в возрасте до 13-14 лет.

Заканчивая рассмотрение развития физических качеств в процессе физического воспитания, следует акцентировать внимание на взаимосвязи их развития в школьном возрасте. Так, развитие одного качества способствует росту показателей других физических качеств. Именно эта взаимосвязь обусловливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.

Значительные инволюционные  изменения наступают в пожилом и старческом возрасте (в связи с изменением состава мышц и ухудшением упруго-эластических свойств мышц и связок). Нужно противодействовать регрессивным изменениям путем использования специальных упражнений с тем, чтобы поддерживать гибкость на уровне, близком к ранее достигнутому.

Информация о работе Физические особенности человека и их развитие