Физическая подготовка квалифицированных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить характерные особенности подготовки квалифицированных спортсменов не примере футбола.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику спортивной подготовки.
2. Выявить особенности реализации закономерности спортивной тренировки в подготовке футболистов.
3. Проанализировать методологические положения повышения эффективности спортивной подготовки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика спортивной подготовки
1.1 Характеристика спортивной тренировки…………………………………..5
1.2 Средства спортивной тренировки…………………………………………..6
1.3 Методы спортивной тренировки…………………………………………..10
1.4 Характеристика соревновательной деятельности в футболе……………22
1.5 Вне тренировочные факторы. Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола, содействие росту социального статуса тренерских кадров……………………………………………………..23
Глава 2 Характеристика разделов
2.1 Физическая подготовка квалифицированных футболистов……………...26
2.2 Техническая подготовка футболистов на основе структуры основных компонентов соревновательной деятельности………………………………...27
2.3 Тактическая подготовка…………………………………………………….28
2.4 Психологическая подготовка и ее аспекты………………………………..30
2.5 Интегральная подготовка и игровая………………………………………..33
Глава 3 Методологические положения повышения эффективности спортивной подготовки……………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Шерхан методика развития двигательных способностей.......docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

 
Глава 2 Характеристика разделов

2.1 Физическая  подготовка квалифицированных футболистов

Игра в футбол требует проявления, прежде всего, скоростно-силовых способностей при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков) в очень короткие отрезки времени.

Сила и скоростно-силовые качества необходимы футболисту в спортивной и трудовой деятельности.

В качестве средств воспитания скоростно-силовых качеств рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Целесообразно использовать упражнения с преодолением непредельных отягощений (сопротивлений). Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику движения, а значит, выполнять движения более координировании.

Упражнения самые разнообразные: в ударах по мячу на силу и точность; в единоборствах за мяч с сопротивлением партнера и др. В случае необходимости подбирают упражнения, направленные на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии,— плечевого пояса, задней поверхности бедра.

Основные средства воспитания скоростно-силовых способностей: прыжки в длину и высоту, многоскоки, выпрыгивание толчком одной и обеих ног после короткого рывка, а также метания, специальные упражнения с мячом, выполняемые в быстром темпе (удары ногой и головой, вбрасывание и др.). Особый акцент делается на развитие «взрывной» силы ног.

Упражнения, способствующие воспитанию силы мышц стопы, голени и бедра: упражнения без предметов — прыжки вперед и в сторону толчком одной ноги с приземлением на другую; спрыгивание с высоты 40— 60 см на обе ноги с последующими рывками на 10— 15 м или с прыжком вперед - в сторону; прыжки вперед в приседе (колени развести, руки между ногами опираются о землю); прыжок ноги врозь, хлопок руками о бедра — прыжок ноги вместе, хлопок руками над головой и т. д.; прыжки на одной ноге через мяч — по пять на каждой; на обеих ногах через мяч с поворотами на 90 и 180°; прыжки через набивные мячи, расположенные в I —1,5 м один от другого. Броски мяча, зажатого между ногами, вперед-вверх, назад-вверх прыжком.

Удары по мячу ногой на силу и точность из разных положений в тренировочную стенку, батут, ворота, мишень; на дальность — головой в прыжке. Отбор мяча в подкате и толчком (согласно правилам игры).

Для воспитания общей выносливости рекомендуется длительный малоинтенсивный бег, а также упражнения циклических видов спорта (плавание, лыжные гонки).

 

2.2 Техническая  подготовка футболистов на основе  структуры основных компонентов  соревновательной деятельности

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

 

2.3 Тактическая  подготовка

Тактика — это организация индивидуальных и коллективных действий, т. е. взаимодействие игроков команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу против конкретного противника в ходе соревнования.

Тактические действия команды достигаются четким распределением ролей (игровая специализация — вратарь, крайний и центральные защитники, игроки средней линии, крайние и центральные нападающие) между отдельными футболистами. Организация командных игровых действий, при которой обусловлены роли каждого игрока и их расстановка на футбольном поле, составляет тактическую систему.

Каждая из существующих в футболе тактических систем имеет свои признаки, к которым относятся расположение игроков, способы и формы ведения игры, а также обязанности игроков.

Поскольку футбольная игра проходит на площади приблизительно 8000 м2, а ворота отстоят друг от друга более чем на 100 м, то условиями осуществления всяких тактических замыслов являются индивидуальная и групповая системы передвижений по полю без мяча и индивидуальные и групповые действия с мячом в различных фазах игры — в атаке или обороне.

Большинство тактических задач решается при взаимодействии двух или нескольких игроков, т. е. в результате комбинаций, возникающих в игре из-за импровизации игроков в ходе игрового эпизода или заранее подготовленных на учебно-тренировочных занятиях. Тактическая игра строится на сочетании индивидуальных действий с наигранными комбинациями и импровизацией. К взаимодействию двух партнеров относятся комбинации: «стенка», «скрещивание»; комбинации в тройках: «пропускание мяча», «смена мест», «передача в одно касание».

Комбинации при стандартных положениях (вбрасывание мяча из-за боковой линии, штрафной удар, свободный удар, угловой удар', удар от ворот) позволяют заранее обусловить поведение игроков, определить различные варианты.

Комбинация—это действия двух и более футболистов, направленные для решения конкретных игровых задач в нападении, защите, розыгрыше стандартных положений и т. д.

Комбинация «стенка» заключается в том, что игрок, владеющий мячом, передает его партнеру в расчете на моментальное возвращение мяча первым же касанием.

Комбинация «скрещивание» заключается в передвижении партнеров навстречу друг другу, в точке встречи владеющий мячом оставляет его партнеру. Эта комбинация применяется тогда, когда игрока с мячом параллельным курсом преследует соперник.

Комбинация «пропускание мяча» состоит в том, что игрок активно выходит на прострельную передачу с фланга для завершения комбинации ударом по воротам, а сам скрытно пропускает мяч партнеру, который» зная об этом, выходит на ударную позицию.

Комбинация «смена мест» основана на обыгрывании соперника за счет перехода игрока из своей зоны в зону партнера после того, как тот «увел» оттуда своего опекуна.

Комбинация «передача в одно касание» заключается d том, что игрок, получающий мяч, в одно касание передает мяч одному из трех партнеров. При этом предусматривается быстрый выход третьего игрока на свободное место, чтобы получить мяч для удара или вновь передать мяч первому игроку. Эта комбинация мешает защитникам, определить дальнейшее направление атаки и в то же время не позволяет им сблизиться с нападающим для отбирания мяча.

 

2.4 Психологическая  подготовка и ее аспекты

Термин психологическая подготовка чаше всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Под психическое готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

Весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной. технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структуирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.

Например, спортсмен выполнил большой объем силовых нагрузок, но не занимался психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развитии волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда ( в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций,что тоже неверно.

Психологическая подготовка может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки, наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки -функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно  выполнять тренировочной программы  и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные  трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования  и соревновательный метод. Сам  дух соперничества в соревнованиях  повышает степень психической  напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

 

2.5 Интегральная и игровая подготовки

Основными приемами техники ведения мяча являются удары по мячу ногой, головой, ведение мяча, обманные движения (финты), прием мяча (остановка), передвижение.

Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием, футболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений — выбор и занятие места для выполнения конкретного технического приема, удара или остановки мяча.

Передвижение футболистов состоит из бега, ходьбы, остановок, поворотов, прыжков. Эти элементы следует изучать с первых занятий, вначале уделяя внимание каждому учащемуся, затем в сочетании друг с другом. Последовательность освоения приемов такова: ходьба и бег; остановки и повороты; прыжки.

В процессе занятий с учащимися рекомендуется использовать бег в различных сочетаниях.

Информация о работе Физическая подготовка квалифицированных футболистов