Физическая культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:30, реферат

Краткое описание

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Однако кроме прогрессивных явлений выявился ряд неблагоприятных факторов влияющих на людей, в первую очередь гиподинамия и гипокинезия, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………

3
1.
Физическая культура как вид общей культуры………………

4
1.1.
Возникновение термина «физическая культура»……………..

4
1.2.
Физическая культура как часть культуры личности ………….

6
22.
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………..………………

11
33.
Ценности физической культуры………………………………..
13

Заключение ………………………………………………………
1 15

Список используемой литературы ………………………..........
1 16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ4.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Уральский государственный университет путей сообщения”

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

Кафедра «Физическое воспитание»

            

 

 

 

                                        РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Физическая культура»

На тему: «Физическая культура личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

                                                  2013 
                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………

 

3

 1.

Физическая культура как вид общей культуры………………

 

4

1.1.

Возникновение термина «физическая культура»……………..

 

4

1.2.

Физическая культура как часть культуры личности ………….

 

6

22.

Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………..………………

 

11

33.

Ценности физической культуры………………………………..

13

 

Заключение ………………………………………………………

1 15

 

Список  используемой литературы ………………………..........

1 16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

        Одной из актуальных проблем в культуре личности является создание условий для формирования человека, а также сочетания в нём духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства.

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание и прочно вошел в научный и практический лексикон.

        Физическая культура представляет собой   общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой,   общественно-политическим  строем,  состоянием   здравоохранения и воспитанием людей.

        История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.

       Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Однако кроме прогрессивных явлений выявился ряд неблагоприятных факторов влияющих на людей, в первую очередь гиподинамия и гипокинезия, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.

        Для защиты от неблагоприятных факторов являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, а также адаптации организма к условиям внешней среды.

        Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, быту и т.д.              

       1.  ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

   

          1.1.  Возникновение термина «физическая культура»

 

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывается имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в.

          Термин  «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку, военное дело.

          Хотя  физическая культура слово CULTURA означало  возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой» называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и общества. В XIX в. в  США и Англии появилось выражение «физическая культура, как понимания культуры в целом, а также процесса связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо.

         В России  возникновение термина и становление  понятия «физическая культура»  имеет свою историю. В 1899 г. английское  «Physicalculture» переводится на русский  язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

Однако физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.

 

       Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и

   психофизическом здоровье.

Однако общепризнанного понятия физической культуры нет в настоящее время, а также отечественной и зарубежной литературе.

         Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями .

        Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями 2.



    Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 6. – С. 44-46.

2 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.

      1.2.  Физическая культура как часть культуры личности

 

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

      Главной особенностью физической культуры является прикладность заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов.

         Таблица 1.  Физическая культура личности

Основные составляющие

Компоненты

качеств

                     Признаки качеств

1.

Знания, интеллектуальные способности

Объем

Эрудиция

Научность

Степень абстракции;  обоснованность

Осознанность

Степень осознанности; способность к переносу; способность к объяснению

Умения

Уровень усвоения

2.

Физическое совершенство

Физическое развитие

Морфологические признаки; функциональные признаки; психомоторика физические качества

Двигательные умения

Репродуктивный уровень усвоения; контроль сознания

Двигательные навыки

Продуктивный уровень усвоения; точность; автоматизация; надежность.

Физическая подготовленность

Эталон; результат; динамика

3.

Мотивационно-ценностные ориентации

Мотивы

Социально значимые; профессионально значимые; личностно значимые

Интересы

Спортивные; физкультурно-оздоровительные

Установки

Уровень достижения цели; сила воли; целеустремленность

Убеждения

Степень осознанности

   

Потребности

Самоактуализации; самоуважения в социальных связях безопасности

4.

Социально-духовные ценности

Нравственность

физкультурно-спортивная этика и культура

Эстетика

Чувство прекрасного; чувство красоты

Отношение к труду

Трудолюбие

Мировоззрение

Степень научности знаний и убеждений

Здоровый образ жизни

Отказ от вредных привычек; системность;

научная основа

5

Физкультурно-спортивная деятельность

Спортивная; прикладная;

оздоровительная;

образовательная;

пропагандистская;

организаторская;

судейская;

инструкторская;

самосовершенствование

Частота использования; затраты времени;

уровень достижения ;динамика


 

В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.

 

Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.3

Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.

Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями 4.

Информация о работе Физическая культура личности