Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований.
Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.

Содержание

Введение…………………..……………………….
3
Раздел 1.
Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….


7

1.1.
Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….

7

1.2.
Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….

11
Раздел 2.
Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..

20

2.1.
Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..

20

2.2.
Формы работы……………………………………...
30

Заключение…………………………………………
33

Список литературы…….…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

«Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста».docx

— 158.78 Кб (Скачать файл)

Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В последствии они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

  1. В основе потенциального уровня – положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

  1. Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, администрация колледжа). После окончания колледжа проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

  1. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания колледжа проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Сущность профессиональной направленности физического воспитания заключается в эффективном использовании средств физической культуры с целью преимущественного развития физических качеств и навыков, характерных для той или иной профессии.

В основе спортивных занятий и физического труда на производственной практике лежит двигательный процесс, по совпадению психофизических, личностных характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.

Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции организма, нужные для приобретения высокой квалификации.

Профессионально важные физические качества, двигательные навыки и психофизиологические функции формируются и совершенствуются в процессе обучения избранной профессии и в процессе самого труда.

Однако наиболее успешно этот процесс, а также овладение специальностью в целом происходит при умелом сочетании профессионального обучения со специальной физической тренировкой.

Поэтому высокий уровень развития определенных физических и психических качеств, характерных для избранной профессии, будет способствовать:

-  быстрейшему овладению  высокой квалификацией;

- повышению работоспособности  и устойчивости организма к  возможным отрицательным воздействиям  производства.

Высокий профессиональный уровень требует значительной общей, а в большинстве случаев специфической физической подготовки.

Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда.

Первый принцип. Во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

Второй принцип. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы.

Третий принцип. Нужна привычная последовательность и систематичность деятельности.

Четвертый принцип. Следует правильно чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.

Пятый принцип. Успешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток.

Вопросу профессиональной физической подготовки специалистов различных профессий способствует введение учебной дисциплины «Физическая культура в профессиональном уровне» в колледже.

Это обусловлено высокими требованиями современного производства, а так же необходимостью снижения травматизма среди рабочих и, особенно, среди молодых специалистов.

К наиболее распространенным причинам, повлекшим различные несчастные случаи, относятся: отсутствие дисциплинированности; неумение приспосабливаться к новым или внезапным ситуациям; неправильная оценка скорости и расстояния; неустойчивость и неправильное распределение внимания; утомление.

В результате утомления: ослабляется внимание, замедляются мышление и движения, нарушаются точность, ритмичность, координация рабочих действий.

Подобный процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированы. Чувство утомления снижает производительность труда.

Спорт совершенствует то или иное профессиональное качество, доводя его до совершенства, влияет на работоспособность.

Для каждой профессии невозможно составить рекомендации по использованию тех или иных упражнений и видов спорта.

Однако многие профессии требуют от человека сходных качеств, которые можно тренировать по одной методике.

В научной литературе приводятся многочисленные классификации профессионального труда, основанные на выделении разных ведущих признаков (в том числе по энергозатратам).

Наиболее полную классификацию профессий, представляющую интерес, предложил Ф. Т. Ткачев. Она включает 15 групп профессий.

Согласно данной классификации к умственной работе относят профессии, которые отличает: умственное напряжение; однообразие рабочей позы (чаще всего сидячей); крайняя ограниченность в движениях; большая нагрузка на мыслительные и обслуживающие их психические процессы (восприятие, память, внимание и др.).

На основе имеющихся условий и характера трудовой деятельности можно составить профессиограммы.

По степени тяжести и напряженности все виды труда подразделены на четыре категории: легкие и мало напряженные виды; средней тяжести и напряженный труд; тяжелый и значительно напряженный; очень тяжелый и очень напряженный.

Для характеристики тяжести труда основными показателями служат мощность работы и величина статической нагрузки;

Для характеристики напряженности - показатели внимания, плотности сигналов, перерабатываемой информации, эмоциональное напряжение.

Категория труда должна определяться по любому основному фактору или по двум дополнительным.

Для 1-й категории характерна поза свободная.

Для 2-й категории – вынужденные наклоны до 30° 50–100 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° 10–25% рабочего времени, либо ходьба на расстояние до 4 км за смену (при нестационарном рабочем месте).

Для 3-й категории – вынужденные наклоны до 30° 100–300 раз в смену, или нахождение в таком наклонном положении 26–50% рабочего времени, либо ходьба до 7 км за смену.

4-я категория характеризуется  вынужденными наклонами до 30°  более 300 раз за смену, или нахождение  в наклонном положении до 30°  более половины рабочего времени, либо ходьба свыше 7 км за смену.

Эмоциональное напряжение:

1-я категория – работа  по индивидуальному плану;

2-я – работа по графику  с возможной его корректировкой  в процессе работы;

3-я – работа с повышенной  ответственностью в условиях  дефицита времени;

4-я – личный риск, опасность, ответственности за безопасность других.

Интеллектуальная напряженность:

1-я категория – нет  необходимости принимать решение;

2-я – решение простых  альтернативных задач по инструкции;

3-я – решение неотложных  задач по алгоритму;

4-я – творческая деятельность.

Объем оперативной памяти:

1-я категория – необходимо  запомнить менее двух элементов  на протяжении смены;

2-я – запомнить до  двух элементов за 2 ч;

3-я – запомнить 3–5 элементов  в течение 2 ч и более;

4-я – запомнить на  протяжении смены более 5 элементов.

По степени напряженности зрения работа подразделяется на:

грубую; мало точную; точную; особо точную.

По степени напряженности слуха:

1-я категория – помех  нет, разборчивость слов 100%;

2-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь  на расстоянии до 2,5 м, разборчивость  слов 70–80%;

3-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь  на расстоянии до 2 м, разборчивость  слов 30–60%;

4-я – имеются помехи; на фоне которых речь слышна  на расстоянии до 1,5 м, разборчивость  слов ниже 30%.

В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов: оптимальные условия; допустимые условия; неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий микроклимат); неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий микроклимат);

особо неблагоприятные условия; аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.

Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность составить профессиональную характеристику более точно.

Теперь необходимо определить ту спортивную деятельность, которая по характеру двигательной активности будет соответствовать профессии, определить те средства, которые помогут развить и воспитать необходимые трудовые качества.

Виды спорта в разной степени развивают показатели физического развития, физической подготовленности, психофизиологические функции.

Свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных и психофизиологических качеств, обретению навыков, которые наиболее характерны для данной производственной специальности.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста