Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований.
Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.

Содержание

Введение…………………..……………………….
3
Раздел 1.
Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….


7

1.1.
Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….

7

1.2.
Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….

11
Раздел 2.
Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..

20

2.1.
Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..

20

2.2.
Формы работы……………………………………...
30

Заключение…………………………………………
33

Список литературы…….…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

«Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста».docx

— 158.78 Кб (Скачать файл)
    • спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

    •  процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

    • игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

    • комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы.

 Они отражают избирательное  отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты.

Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др.

Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др.

В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными.

Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

- с удовлетворением процессом  занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений  и навыков, овладение разнообразными  двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность.

С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества:

-  упорство в достижении  цели, которое проявляется через  терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности;

-  самообладание, под которым  понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха;

- сдержанность (выдержка) как  способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции;

- собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи.

К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность.

Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется.

Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности.

 Вот почему физическое  совершенство является не просто  желаемым качеством будущего  специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях.

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому самосовершенствованию.

Во-вторых, физическая культура - основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других. Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Профессиональная направленность физического воспитания

2.1. Организация профессиональной направленности физического воспитания

 

Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности.

К ним относятся:

- степень сформированности  потребности в физической культуре  и способы ее удовлетворения;

- интенсивность участия  в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

-  характер сложности  и творческий уровень этой  деятельности;

- выраженность эмоционально-волевых  и нравственных проявлений личности  в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

-  степень удовлетворенности  и отношение к выполняемой  деятельности;

- проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания  и самосовершенствования в физической  культуре;

-  уровень физического  совершенства и отношение к  нему;

-  владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми  для физического совершенствования;

-  системность, глубина  и гибкость усвоения научно-практических  знаний по физической культуре  для творческого использования  в практике физкультурно-спортивной  деятельности;

- широта диапазона и  регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной  деятельности в организации здорового  стиля жизни, в учебной и профессиональной  деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям.

Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями мы выделяем ряд уровней проявления физической культуры личности:

  1. Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом.

У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

  1. Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или кино информации.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста