Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:30, реферат

Краткое описание

Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).

Содержание

Введение.........................................................................................................2
Оздоровительная физическая культура....................................................4
Компоненты и формы физической культуры...........................................12
Средства физической культуры..............................................................16
Заключение...............................................................................................18
Список литературы.....................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

     Основными средствами  занятий являются легкодозируемые  по нагрузке упражнения основной  гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий  эффект достигается при комплексном  использовании упражнений, желательно  разнообразных.

     Занятия проводятся  по специально разработанным  программам под руководством  методиста и наблюдением врача.

     Индивидуальные занятия  реабилитационного типа могут  также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный  характер, укрепляющие наиболее  слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях  сердечно – сосудистой и дыхательной  систем целесообразно широко  использовать физические упражнения  аэробного характера.

     Оздоровительно - реабилитационная  культура играет существенную  роль и в системе научной  организации труда. Проведение профилактических  мероприятий в физкультурно-оздоровительных  центрах позволяет устранять  стрессовые явления и негативные  последствия, возникающие вследствие  физического и психического перенапряжения  на производстве и современных  условий жизни. В комплекс профилактических  мероприятий входят различные  восстановительные упражнения, применяемые  в режиме и после рабочего  дня, массаж, баня, психорегулирующие  и другие средства.

     В последние десятилетие  форсировано разрабатываются и  другие компоненты оздоровительно-реабилитационной  физической культуры. К ней может  быть отнесен, в частности ряд  факторов спортивно-реабилитационного  характера - факторы восстановительной  двигательной активности в системе  мер « спортивной реабилитации». Они органически входят в общую  систему факторов подготовки  спортсмена, где играют существенную  роль в восстановлении функциональных  и адаптационных возможностей  организма после длительных периодов  напряженных тренировочных и  соревновательных нагрузок, особенно  при перетренировке и ликвидации  последствий спортивных травм.

     В целом значимость  оздоровительно - реабилитационной  физической культуры в вязи  с обостряющимися последствиями  гиподинамии и стрессовыми факторами  современных условиях жизни, несомненно, возрастает. Вместе с тем физическая  культура находит все более  широкое и глубокое отражение  в специализированных отраслях  науки, а наука все органичнее  внедряется в физкультурную практику.

 

 

 

 

Функции физической культуры

 

Специфические функции. Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов (её системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в её свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.

Жизненно важное значение этих функций физической культуры обусловлено тем, что человек формировался многие тысячелетия как практически деятельное существо. Двигательная активность была и остается совершенно необходимым условием развития, нормального функционирования и самого существования человеческого организма. Если исключить двигательную активность или надолго свести её к минимуму, это неизбежно обернется для человеческого организма самыми неблагоприятными последствиями. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие» – говорил Аристотель. Не случайно в наше время, когда в результате прогрессирующей механизации, автоматизации и кибернизации производственных процессов резко сохраняется объем двигательной активности в основной сфере жизнедеятельности человека, всё тревожнее говорят об опасностях гиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневный образ жизни, что предусматривается в подлинно гуманном обществе, является одним из решающих условий, позволяющих не только исключить отрицательное влияние производственной гиподинамии на физические качества человека, но и направлять их развитие по руслу всестороннего совершенствования.

Уже говорилось, что функции физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физической культуры надо, в частности, различать:

-  специфические образовательные  функции, которые наиболее полно  выражены при использовании физической  культуры в общей системе образования  для систематического формирования  жизненного важного фонда двигательных  умений, навыков и связанных с  ними знаний (т.е. как фактора физического  образования).

-  специфические прикладные  функции, которые выражены, прежде  всего, при использовании физической  культуры в системе специальной  подготовки к трудовой деятельности  в качестве фактора профессионально  прикладной физической подготовки.

-  «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека.

-  Специфические рекреативные  и оздоровительно-реабилитационные  функции, которые выражены преимущественно  при использовании физической  культуры в сфере организации  досуга или в системе специальных  восстановительных мер, где она  применяется как действенный  фактор борьбы с утомлением, восстановления  временно утраченных функциональных  возможностей человека.

Существенно, что реализация любой из этих функций физической культуры объективно связана с воздействием не только на физические качества человека, но и на его психические и личностные качества. Специфические функции физической культуры поэтому практически неотделимы от её общекультурных функций.

Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.

Эстетические функции физической культуры непосредственно связаны с её свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в её содержании в связи с практикой использования её в обществе вырабатываются определенные нормы, которые имеют регламентирующее значение и оценочное значение, – нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила формирования физических нагрузок и т.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования. Получая широкое распространение и общее признание, они оказывают существенное влияние на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают её использование в интересах общества и личности.

Говоря об информационных функциях физической культуры, имеют в виду её немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Духовные и материальные ценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителями существенной информации, прежде всего, о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств. Но не только это, в непосредственной связи с физической культурой создаются эстетические и другие духовные ценности, развиваются различные отрасли знания, воплощающие важную научную информацию.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством использования её в собственно воспитательных целях, зависит не только и не столько от её специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компоненты и формы физической культуры

 

Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

-  базовая физическая  культура;

-  спорт (в той части, в какой от относится в физической  культуре);

-  профессионально прикладная  физическая культура;

-  оздоровительно-реабилитационная  и «фоновая» физическая культура.

Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и от части совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определённые различия как по функциям, так и по структуре.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении, заключается таким образом в базовой физической подготовленности. Она называется базовой в том смысле, что во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.). Обеспечить такой результат позволяет базовая физическая культура, в этом выражается её специфическая функция.

Основную форму или вид базовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний; обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психологических качеств, оптимизировать состояние здоровья – словом, гарантировать уровень физической и общей дееспособности.

Важными элементами школьной физической культуры являются, в частности: аналитическая «школа движения», система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоление препятствий и оперирование с предметами и др.

Педагогический организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного (базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные условия для его педагогически оправданной организации.

Базовая физическая культура не ограничивается лишь школьной формой. Её конкретная направленность, содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим надо различать пролонгирующие разновидности базовой физической культуры (пролонгировать – продлевать действие). В образе жизни взрослого населения они играют основную роль в дальнейшем повышении уровня базовой физической подготовленности и возможно длительном сохранении достигнутой общей физической дееспособности, в том числе тогда, когда начинает сказываться влияние возрастной эволюции организма. Такие компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке и общекондиционной тренировке различных континентов населения.

Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с другими её компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации.

Информация о работе Физическая культура