Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Вложенные файлы: 1 файл

+ физра 3.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Введение

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это около 30% от студентов, обучающихся в ВУЗе. В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах.

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях.

В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная сущность физической культуры.

 

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами  социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей. «Социальная  природа физической культуры, как  одной из областей социально необходимой  деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными  потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию  её в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании»1.

Физическая культура, как вид культуры общества, используется и реализуется в практике человеком, удовлетворяя при этом определенные потребности:

- биогенные, физические, обеспечивая  тем самым физическое развитие  организма, гомеостазис его внутренней  среды и улучшая физическую  дееспособность и подготовленность;

- биоэкоэтические, антропогенно образуя для человека комфортную оздоравливающую среду спортивных и физкультурно-оздоровительных, сооружений, тренажеров;

- социальные, коммуникативные, расширяя  и упрочивая социальные контакты, обеспечивая социальную мобильность  и изменение социального статуса, модификацию и расширение социальных  ролей;

- информационные, обусловленные новыми  событиями, нормами спортивных и  физкультурно-оздоровительных увлечений, расширением специфического социокультурного пространства личности;

- духовные, рефлексируемые в декларируемых нравственных, этических и культу-рологических ценностях, в принципах олимпизма, клятвах участников Олимпийских игр, в кодексе честной игры и т.п.

В жизни человека и общества физическая культура и спорт имеют большое социальное и социально-педагогическое значение. Основные социальные эффекты и значение физической культуры и спорта проявляются в личностном и социальном аспектах. В личностном аспекте важен эффект воздействия физической культуры и спорта на индивида, показывающий, как совершенствуется человек в результате занятий физическими упражнениями. Социальный аспект показывает, как изменяется, совершенствуется под благотворным воздействием физической культуры и спорта социальная деятельность человека и его вклад в социальный прогресс, в общественное производство для удовлетворения потребностей всего общества.

Общая социально-экономическая и социокультурная эффективность физической культуры и спорта основаны на положительном влиянии активных занятий физическими упражнениями на человека, а также на массовом развитии физкультурно-спортивного движения.

Физическая культура и спорт проявляют себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни - общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

Необходимо подчеркнуть, что в среднем уровень обеспеченности граждан РФ спортивными залами и сооружениями составляет лишь 19% от рекомендуемых нормативов, бассейнами - 4,5% и плоскостными сооружениями - 56%.

Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование общественных отношений, материально-производственная.

Ведущей социальной функцией физической культуры и спорта является воспитание человека. Эффективность воспитывающих функций обусловлена их взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными компонентами комплексной системы воспитания. Наряду с физическим воспитанием человек получает духовное, умственное, трудовое, эстетическое и патриотическое воспитание. В процессе физкультурно-спортивной деятельности, на физкультурно-спортивных занятиях, спортивной тренировке, в туристических походах и краеведческих экскурсиях человек воспитывается многосторонне.

Воспитание человека в сфере физической культуры и спорта включает:

- распространение духовного, идеологического, гуманистического влияния социальной  среды на все стороны физкультурно-спортивной  деятельности и на разнообразные  формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы;

- использование совокупности экономических, социальных и духовных условий  физкультурно-оздоровительной и  спортивной деятельности;

- целеустремленное использование  различных форм, средств и методов  физического воспитания как специфической  сферы образовательной и социально-педагогической  деятельности.

В процессе занятий физкультурой и спортом развиваются ценные социальные качества личности, такие, как гуманистическая убежденность, признание первостепенной ценности и приоритетности прав и свобод личности, устойчивость дружелюбных и уважительных отношений к людям.

В процессе занятий физической культурой и спортом развивается общественная активность личности. Физкультурники, спортсмены, туристы широко участвуют в выборной общественной деятельности, старательно выполняя функции и обязанности общественных судей, тренеров, инструкторов, капитанов команд, старост групп, секций и кружков.

Гуманистическая нравственность активно реализуется и воспитывается в товарищеском взаимодействии в спортивном, физкультурном коллективе, в команде, группе, между спортсменами и тренером, среди партнеров и соперников по спорту на основе сознательно и добросовестно соблюдаемых правил, обычаев, традиций, неразрывно связанных с этикой общественного поведения, спортивной этикой.

В ряду общих и социальных функций физической культуры и спорта находится формирование, регулирование и совершенствование общественных отношений. Эта функция реализуется в следующих основных направлениях:

- социально-политические отношения  приобщают широкие массы к  общественному самоуправлению, содействуют  развитию и упрочению демократии;

- развиваются и совершенствуются  национальные отношения.

Спортивные мероприятия способствуют сближению и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей. Спортивные межнациональные контакты способствуют сближению национальных культур, ускорению духовного и нравственного развития каждого народа. Общение спортсменов содействует преодолению негативных настроений и предубежденности между представителями разных этносов и стран.

Важнейшей социальной проблемой физической культуры является ее связь с общественным производством, ее роль и место в системе научной организации труда. Рациональное применение производственной физической культуры обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, восполнение рабочей силы единичного работника - участника производственного процесса.

Производственный компонент имеет выраженный экономический характер. Это проявляется:

- в более высокой работоспособности  трудящихся и продлении на  многие годы активной жизнедеятельности;

- в снижении заболеваемости  и уменьшении потери рабочего  времени в связи с укрепление  здоровья, в том числе путем  профилактики профессиональных  заболеваний;

- в рациональной организации  труда в режиме рабочего дня  благодаря включению в него  физкультурных пауз, которые предупреждают  развитие утомления и снижение  работоспособности;

- в развитии и укреплении  товарищеских отношений между  членами бригад, производственных  подразделений, участков, что способствует  коллективистской сплоченности  трудовых коллективов.

Социальная активность личности выражается в таких показателях, как социализация, включенность в социальную жизнь, способность к принятию и принятие новых специфических социальных ролей, норм и ценностей; ценностные ориентации, жизненные идеалы, обусловливающие активную социальную жизненную позицию; коммуникабельность, отношения в социальной общности, развитость межличностного общения (что особенно проявляется среди членов спортивной команды, экипажа, туристской группы), коллективизм; эффективность производственно-трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика понятия  «функции физической культуры»   и их классификация.

 

Функции  физической культуры реализуются в  полной мере не сами по себе, а главным  образом через активную деятельность человека, направленную на использование  соответствующих культурных ценностей.

Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что «структурно  отличает виды и разновидности физической культуры, т.е. их структурную определенность оформленность»2. Под видами подразумеваются крупные сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не существуют независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга.      

 Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено  выделение конкретных функций  и форм физической культуры  и их классификация.

1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны.

2. Специфическими функциями физической культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям.

3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение.

4. Всестороннее полноценное представление о формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически включена в общую социальную структуру и имеет множество связей с другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно обусловлены особенностями тех социальных сфер, в которые включены данные формы.  

 

 

 

Информация о работе Физическая культура