Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизических особенностей ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

Содержание

Введение
1. Теоретическое обоснование темы:
1.1. Значение сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников
1.2. Основные направления сотрудничества УДО и семьи по вопросам физического воспитания детей
1.3. Современные формы сотрудничества с семьёй и их характеристика
2. Практико – ориентированные задания:
2.1. Сотрудничество УДО «Солнышко» с семьей по вопросам физического воспитания детей
2.2. Проведение совместного физкультурного мероприятия в ДОУ
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ФВ.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

В современный период процесс физического воспитания в дошкольном учреждении предусматривает оказание дополнительных образовательных услуг (занятий в секциях и кружках) с целью повышения уровня физического и двигательного развития детей. Такие образовательные услуги могут быть организованы и по желанию родителей. Программа организации дополнительных услуг по физическому воспитанию детей создается на один год. Она включает следующие разделы:

    • объяснительная записка, в которой указываются основная цель работы, принципы отбора материала, его направленность, форма реализации (кружок, секция), адресность (возраст детей);
    • содержание изучаемого материала (может быть изложено по блокам – видам упражнений и игр, которые должны освоить дети);
    • список необходимой литературы;
    • приложения (вспомогательный практический материал).

Занятия детей по данной программе (в кружках, секциях) организуются по подгруппам (10 – 12 детей) 2 раза в неделю. Преимущество отдается физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим тренирующий эффект.

Например, содержанием работы кружка, секции может быть спортивный танец, в котором сочетаются элементы акробатики, художественной и ритмической гимнастики, танцевальных движений, ритмических мелодий. Обучение спортивному танцу начинается с разучивания комплекса ритмической гимнастики. Основной прием при разучивании комплекса – показ с четким объяснением. Одновременно проводится работа по отбору разученных ранее элементов акробатики и художественной гимнастики. Следующий этап работы – подбор танцевальных движений, которые играют роль связующего звена между упражнениями ритмической гимнастики, акробатики и художественной гимнастики. Продолжительность танца не должна превышать 3 минут.

На занятиях (в секциях, кружках) важно обеспечить общую педагогическую поддержку всех детей и создать необходимый  для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Особая роль в индивидуальной педагогической поддержке отводится ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личного вклада в решение общих задач. В контексте педагогической поддержки педагог должен придерживаться следующих правил:

    • любовь к ребенку, принятие его как личность, умение сопереживать, терпимость и терпение;
    • диалоговые формы общения с детьми;
    • понимание интересов ребенка;
    • поощрение и одобрение самостоятельности.

В конце года можно провести совместный с родителями анализ результатов физкультурно – оздоровительной работы по показателям состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности детей. Благодаря такому анализу осмысливаются процесс и результаты работы, что может найти отражение в изменении внутренней позиции родителей, способах организации совместной деятельности с детьми. Желательно, чтобы анализ был индивидуализирован, обязательно учитывать личностные особенности конкретных родителей. [1, стр. 177]

В настоящее время учреждения дошкольного образования также используют различные формы взаимодействия с семьёй. Самыми эффективными их них являются:

    • родительские собрания;
    • совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы;
    • дни открытых дверей;
    • домашние задания;
    • совместный просмотр видеофильмов;
    • передача опыта семейного воспитания;
    • комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье;
    • выпуск газеты.

Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Очень важно чтобы тему и вид собрания педагоги определили вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Также в день открытых дверей приглашают родителей принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДУ.

Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.

Совместный просмотр видеофильмов заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка. Передачу опыта семейного воспитания можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.

Приобщить родителей к педагогической литературе - значит находить точки соприкосновения в воспитании детей. Поэтому в детском саду и группе надо иметь педагогическую библиотеку, которая должна быть литература по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки - передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе, помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

 

2. Практико – ориентированные задания

2.1. Сотрудничество  ДОУ «Солнышко»  с семьей по вопросам физического  воспитания детей

В ДОУ «Солнышко» в соответствии сотрудничества с семьей выделены задачи работы в этом направлении:

Первая задача: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Вторая задача: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Вторая задача связана с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Отношения ДОУ «Солнышко» с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Это касается всех аспектов сотрудничества и взаимодействия, в том числе и вопросу взаимосвязи семьи и детского сада по физическому развитию детей.

В работе с детьми по их физическому развитию во взаимосвязи с семьей в детском саду «Солнышко» за основу взяты следующие положения:

1. Преобладание циклических, в первую очередь беговых, упражнений  и их комбинаций.

2. Нецелесообразность частой  смены упражнений, но многократная повторяемость одного упражнения. Возможна многовариантность.

3. Необходимость добиваться  осознанного отношения детей  к выполнению упражнений.

4. Занятия должны проводиться  ежедневно подготовленными специалистами либо воспитателем.

5. Занятия по физкультуре  проводятся в зале и на открытом  воздухе с музыкальным сопровождением.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда в ДОУ «Солнышко» оснащена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности детей в группе и на участке созданы полосы препятствий. Пространство организовано таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.

Кроме того, в группе имеется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематически изображены упражнения, основные виды движений, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Для усиления эффективности физического воспитания дошкольников, в ДОУ «Солнышко» даются задания на дом. Эти задания можно разделить на две категории:

1) задания по тренировке  упражнения, ранее изученного в  группе;

2) задания по изготовлению  простейших тренажеров; эти задания  выполняются родителями совместно с детьми.

В практике работы ДОУ «Солнышко» используется дифференцированный подход при организации работы с родителями, который направлен на повышение их педагогических знаний и умений.

Дифференциация проводится на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка  с родителями.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей используются следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Тестирование родителей;

3. Индивидуальные беседы  с родителями;

4. Индивидуальные беседы  с детьми;

5. Посещение семьи ребенка;

6. Изучение тестов –  рисунков типа «Мой дом», «Моя  семья»;

7. Наблюдение за ребенком  в сюжетно – ролевой игре  «Семья»;

8. Наблюдение за взаимоотношением  родителей и детей во время  приема и ухода детей и т.д.

Одна из важнейших задач педагога – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. В связи с этим по вопросам физического развития детей в ДОУ «Солнышко» проводятся лекции, беседы, консультации, родительские собрания.

При проведении тематических бесед с родителями, им даются тренинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные. Среди бесед по физическому развитию детей, проводимых сотрудниками ДОУ «Солнышко» с родителями, можно выделить следующие:

  • Развитие движений у детей дошкольного возраста;
  • Рациональная организация двигательной активности;
  • Каким видом спорта можно заниматься?;
  • Осанка. Как не пропустить ее нарушение?;

Родителям рекомендуется выписывать или регулярно читать периодические журналы, как «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование» и др. На специальном стенде детского сада регулярно вывешиваются стенные газеты, в которых отображаются как свежие, интересные и полезные материалы, так и краткие конспекты бесед и консультаций, ранее проводимых с родителями или планирующихся.

Таким образом, осознавая важность взаимосвязи семьи и ДОУ по физическому развитию детей, персонал детского сада «Солнышко» использует все доступные средства для наиболее эффективного взаимодействие детского сада с родителями, укрепляя их взаимосвязи в деле воспитания дошкольников. ДОУ «Солнышко» учитывает, что физическое воспитание дошкольников – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста