Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Содержание

Введение
Принципы обучения физическим упражнениям
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип систематичности
Принцип прогрессирования.
Методика обследования развития физических качеств дошкольников
2.1. Критерии и методы оценки физической подготовленности детей
2.2. Тестирование уровня физической подготовленности детей
2.3. Алгоритм тестирования
2.4. Требования по безопасности тестирования.

Вложенные файлы: 1 файл

0102+.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.    

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.    

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.    

Сила – взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.     

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым  двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.    

Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.    

Критерии  и методы оценки физической подготовленности детей    

Оценку  физической подготовленности следует  рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный  процесс, органически сочетающий в  себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и  занятий по физической культуре, хронометраж  основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.     

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп  и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.     

Текущие педагогические наблюдения – это  лишь часть комплексной диагностики  физической подготовленности. Проведенный  анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.    

Быстрота определяется временем пробега отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений.    

Об  уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.    

В практике работы с дошкольниками  для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).    

Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).     

Из  всех двигательных заданий, характеризующих  динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.    

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега–10м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.    

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда относится с подвижностью в другом.    

Оценка  функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.     

Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять  на носках с закрытыми глазами в течение 10сек. и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).    

Во  многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная  система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных  программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.    

Общероссийская  система  мониторинга     

В настоящее время в дошкольных учреждениях различных городов  России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовленности детей по программе общероссийской системы мониторинга. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.     

В отличие от текущего педагогического  контроля система мониторинга имеет  четко заданный для всех типов  и видов образовательных учреждений единый набор тестовых упражнений и  форм отчетной документации, что позволяет  проводить массовое обследование дошкольников в определенные сроки.    

В таблице 1 приведены тесты общероссийской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.    

Учреждения  образования, участвующие в столичном  мониторинге, организуют тестирование дошкольников по программе, представленной в табл. 2.    

Отличительной особенностью мониторинга в учреждениях  дошкольного образования Москвы является полный переход на автоматизированные формы обработки и сдачи результатов  тестирования.    

Проведенный в начале 2006 г. анализ результатов  тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди  обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность группы “риска”  на различных возрастных ступенях уменьшилась  до 24-20%.    

Наибольшие  затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек  лишь в тесте “бег на 30 м” (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.    

Тестирование  уровня физической подготовленности детей    

Представляется, что наиболее объективными и интегральными  показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

  • прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно. Это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног. Результаты выполнения прыжка обладают высокой информативностью, что делает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • бросок мяча весом 1 кг вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);
  • бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега – 10 м (для оценки ловкости);
  • сохранение статического равновесия, стоя на линии – пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  • подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);
  • метание вдаль мешочков с песком весом 150-200 г удобной рукой (5-8 м);
  • наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

 

    В качестве дополнительных тестов можно  рекомендовать:

  • исследование мышечной силы правой и левой кисти;
  • непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;
  • подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

 

    Данные  тесты прошли широкую апробацию  в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью  соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Алгоритм  тестирования    

Для обеспечения объективности результатов  обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
  • изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
  • разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

 

    В соответствии с новыми санитарными  правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей  проводит   
инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.    

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.    

Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем  образовательного учреждения. Целью  данного взаимодействия является составление  расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение  обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение  детей, регистрация результатов  и пр.).    

Необходимо  учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного  обследования. Старшему воспитателю  целесообразно проверить степень  готовности педагога и в случае необходимости  провести консультации на эту тему.    

Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным  считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в  год: в начале учебного года – в  сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года –  в апреле–мае.    

Тестирование  можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так  и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.    

Необходимые условия при выборе тестов для  оценки физических качеств:

  • доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
  • соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
  • использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности;
  • возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
  • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Информация о работе Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста