Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.

Содержание

РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад- «табачная эпидемия в россии- причины, последствия, пути (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Пациентам рекомендуется  ограничить потребление крепких  чая и кофе, отказаться от употребления спиртных напитков, избавиться от запаса сигарет, зажигалок, пепельниц, избегать мест и обстоятельств, где есть риск закурить или изменить стереотипы поведения, ограничить калорийность потребляемой пищи, расширить физическую активность, никогда не выкуривать предложенной сигареты, никогда не покупать сигарет, а если сигареты все же куплены, то выкуривать только одну и выбрасывать остальные, вести им подсчет.

При этом медицинскому работнику принадлежит чрезвычайно  важная роль как в разъяснении  важности отказа от табакокурения, формировании мотивации, так и в ее поддержании. Эти функции могут и должны быть возложены на специалистов первичного звена здравоохранения, в частности, врачей общей практики, центры профилактики и общественного здоровья, а также медсестер и т.д. Как показал опыт многих стран мира, существенную помощь могут оказать так называемые «горячие телефонные линии» по отказу от табака, которых могут вести психологи или даже добровольцы.

Повышение физической активности, рациональное питание с  увеличением потребления свежих овощей и фруктов не только способствуют повышению и поддержанию мотивации в отказе от табака, но и позволяют избежать прибавки веса, а главное, являются самостоятельными факторами, снижающими риск преждевременной смерти.

Успех индивидуальной стратегии значительно повышается при правильной организации популяционных образовательных программ в средствах массовой информации, радио, ТВ, Интернете, наружной социальной рекламе.

Существует  ряд средств лечения табачной зависимости, имеющих ограниченную эффективность. К ним относятся  условно-рефлекторная терапия, акупунктура, гипноз и другие методы. Широкомасштабными исследованиями было показано, что они имеют ограниченное значение для достижения длительного отказа от табакокурения и не должны рассматриваться в качестве основных задач для системы здравоохранения, хотя при желании пациента могут быть ему рекомендованы.

            2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

 

Чтобы обеспечить эффективность программ против курения  среди подростков и устранить  неэффективные методы, вновь предлагаемые программы должны пройти оценку в условиях рандомизированных исследований142. Критерием оценки может быть только количественное сокращение курения, а не отношение учителей и детей к программе или высказываемое отношение к курению, т.е. не слова, а поведение143! Именно такие исследования оценки в странах Запада показали, что школьные программы образования и профилактики малоэффективны144. Соревнования «классов, свободных от курения» (где группа оказывает негативное давление на сверстников) не дают эффекта, и приносят больше вреда, чем пользы145.

Даже такие  масштабные проекты, как 8-летняя программа  профилактики курения в г. Хатчинсон (США), состоящая из 65 уроков, не дают долгосрочного эффекта. Самое большее, чего удается при этом добиться  – отсрочить начало курения, в среднем только на один год.

В силу сочетания  низкой эффективности и высокого PR потенциала, школьные программы часто используются табачным бизнесом для отвлечения внимания от действительно эффективных мер146. Ни в одной стране финансируемые табачными компаниями молодежные программы не способствовали снижению курения среди подростков. С их помощью компании лишь избегают эффективных мер противодействия курению среди взрослых. Например, выделив деньги на подростковую кампанию, Филип Моррис предотвратил жесткую кампанию правительства Москвы против табачной индустрии.

Тем не менее, чтобы  добиться наибольшего эффекта, на уровне учебных заведений необходимо обеспечить свободную от табака среду. Именно защита прав некурящих на чистый воздух, а  не преследование курильщиков скорее получит широкую поддержку. Программа действий школы в отношении табака должна быть конкретной. Следует не только использовать запреты, но и установить санкции. Одно из исследований показало вдвое меньшее распространение курения в школах с подобными программами, распространяющимися и на персонал.

В аспекте информационных воздействий, эффективным сообщением для подростков является раскрытие  манипулятивной роли табачной индустрии  в распространении курения среди  молодежи, так как учитывает особенности подросткового возраста и вызывает протест против навязывания определенного поведения, что помогает предотвратить курение.

Обоснованы  два периода, наиболее уместные для  информационного воздействия на подростков. Первый – когда подростки  чаще всего начинают курить, и второй – когда у них возникает желание отказаться от курения.

Именно когда  подросток получает от сверстников  привлекательную информацию о курении, тогда же необходимо сообщать ему  альтернативную информацию или обсуждать  ситуации, связанные с курением, так как подростки не всегда знают, что среди их родственников почти обязательно найдется человек, который умер от курения, редко знают, как трудно бросить курить147.

На стадии, когда  курильщики уже ощущают связанные  с курением проблемы, оптимально проведение воздействий, направленных на отказ от курения.

Известно, что  общий подход к обучению в школе  не способствует поведенческим изменениям. Не все преподаватели знакомы  с основами эмоционального образования, а без специальной подготовки результат может быть обратным. Содержание и форма уроков по профилактике намного важнее, чем их количество. Преподаватели должны понять теории и методы образования, ориентированного на поведение (а не на передачу знаний).

Опыт показывает, что курильщики имеют низкую мотивацию в отношении успеваемости в школе и не стремятся к усвоению преподаваемого материала. Часто даже наличие знаний не является достаточным для изменения поведения. Учебные программы плохо достигают небольших групп, а также подростков, имеющих личные особенности.

Среди подростков неэффективно сосредоточение информации на будущих последствиях потребления  табака для здоровья. Целесообразно  привлекать их внимание к негативному  влиянию курения на внешний вид, привлекательность, спортивные показатели, запах и другие, четко ощущаемые подростками последствия. Можно создавать программы, использующие влияние группы положительным образом, например, использовать социальное нормирование148. Это значит – широко знакомить подростков с информацией о том, что большинство подростков не пьет и не курит (в том числе с помощью опросов в их классах).

Успех возможен только при проведении уроков с помощью  методов, предполагающих активное вовлечение учащихся. Склонные к курению подростки  плохо воспринимают авторитарные послания типа «ты слишком молод для курения». Как показал опыт Австралии, нацеленные на подростков кампании менее эффективны, чем фокусированные на взрослых.

 

            2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И  ДЕНОРМАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ТАБАЧНОЙ  ИНДУСТРИИ

 

Резюме. Табачная индустрия обладает колоссальными денежными ресурсами, которые она по всему миру использует для блокирования проведения в жизнь эффективных антитабачных мер.

Наконец, крайне важной является денормализация табачных компаний, минимизация их влияния  на государственную политику в сфере табака. Основными инструментами для этого являются сведение к минимуму контактов государственных служащих и депутатов с табачной индустрией, если такие контакты необходимы, обеспечение максимальной открытости таких взаимодействий (оповещение общественности, допуск на мероприятие и т.д.).

В Преамбуле  РКБТ ВОЗ указывается, что страны-Стороны  признают: «…необходимость проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака и необходимость в осведомленности о деятельности табачной промышленности, которая оказывает негативное воздействие на усилия по борьбе против табака…».

Статья 5.3 РКБТ ВОЗ прямо обязывает страны-Стороны: «При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством».

Статья 12 РКБТ ВОЗ  «Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения» обязывает страны-участницы Конвенции:

«В этих целях  каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, направленные на содействие: …(c) доступу населения, в соответствии с национальным законодательством, к самой разнообразной информации о табачной промышленности, относящейся к цели настоящей Конвенции»149.

В Статье 1 РКБТ ВОЗ указывается: …«(e) “Табачная промышленность” означает всех тех, кто занимается изготовлением, оптовым распределением и импортом табачных изделий»150.

По мнению специалистов по антитабачной работе, Статья 5.3 РКБТ ВОЗ должна включать другие объекты  и персонал, которые работают на, или от имени табачной индустрии, такие, как оптовые дистрибьюторы, фронт-группы (передовые группы), розничные торговцы, табачные профсоюзы и индивиды, в том числе – работающие по найму, юристы, ученые, лоббисты и журналисты151.

В связи с  непрекращающимся вмешательством табачной индустрии в процесс формирования политики по борьбе против табака, на 3-й Конференции стран-сторон Конвенции, состоявшейся в ноябре 2008 г. в г. Дурбан, Южная Африка, были утверждены Руководящие указания по реализации Статьи 5.3 РКБТ ВОЗ152, с целью предотвращения вмешательства табачной индустрии. Руководящие указания устанавливают 4 принципа: «1. Имеется фундаментальный и непримиримый конфликт между интересами табачной индустрии и интересами общественного здоровья; 2. Стороны, имея дело с табачной индустрией или теми, кто работает на продвижение ее интересов, должны быть ответственными и прозрачными; 3. Стороны должны требовать от табачной индустрии и тех, кто работает на продвижение ее интересов, функционировать и действовать ответственным и прозрачным образом; 4. Так как ее продукция является смертельной, табачная индустрия не должна получать стимулы по организации или ведению своего бизнеса»153.

Страны-стороны  РКБТ ВОЗ также утвердили следующие  восемь указаний по данной проблеме:

«1. Повышать осознание вызывающей зависимость и вредной природы табачной продукции и вмешательства табачной индустрии в политику Сторон по борьбе против табака;

2. Учреждать меры по ограничению взаимодействий с табачной индустрией и обеспечению прозрачности тех взаимодействий, которые имеют место;

3. Отказываться от партнерства и не обязывающих или нереализуемых соглашений с табачной индустрией;

4. Избегать конфликта интересов для правительственных чиновников и работающих по найму;

5. Требовать, чтобы информация, предоставляемая табачной индустрией, была прозрачной и точной;

6. Денормализовать и, в максимальной возможной степени, регулировать деятельность, описываемую табачной индустрией как “социально ответственная”, включая, но не ограничиваясь деятельностью, описываемой как “корпоративная социальная ответственность”;

7. Не предоставлять преференций табачной индустрии;

8. Относиться к табачной индустрии, принадлежащей государству, так же, как к любой другой табачной индустрии»154.

Табачный бизнес – главный переносчик табачной эпидемии в стране. Поэтому усилия по защите от табачной угрозы должны быть направлены и на противодействие иностранной табачной индустрии и ее союзникам. Основные инструменты – мониторинг деятельности, обеспечение прозрачности этой деятельности, и денормализация социально опасной табачной индустрии155.

Денормализация «…сообщает обществу правду о роли табачной индустрии как переносчика болезни в развитии и поддержании табачной эпидемии, обращает вспять процесс нормализации табачной индустрии, который производители сигарет продвигали в течение десятилетий, показывает обществу, почему табачная индустрия не является нормальной или легитимной и не вписывается в нормы поведения легитимного бизнеса, является инструментом борьбы против присвоения табаку категории “наилучшая практика”, эффективна, о чем свидетельствует научная литература. Табачная индустрия ненавидит денормализацию»156. Действительно, и в России табачники призывают не превращать борьбу с табаком в борьбу с табачной промышленностью.

Денормализация позволяет разоблачить истинную сущность табачной индустрии и ее действий и включает:

«Борьбу с мифами в отношении табачной продукции (например, что легкие и мягкие сигареты безопаснее);

Привлечение внимания к размеру и воздействию рекламных  бюджетов табачной индустрии и характеру их деятельности по продвижению своей продукции; Привлечение внимания к роли других индустрий и организаций в поддержке продвижения и продаж табака.

Денормализация  может быть использована практически  во всех стратегиях борьбы против табака, с целью разоблачения истинной природы табачной индустрии. Денормализация индустрии действует, потому что:

Меняет отношение  общества в отношении законодательной  реформы по борьбе с табаком и  увеличивает общественную поддержку (регулирование табачной индустрии и ее продукции);

Противодействует  “дезинформации” со стороны табачной индустрии;

Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления