Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.

Содержание

РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад- «табачная эпидемия в россии- причины, последствия, пути (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

По российскому  закону такого быть не должно: в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ «Об ограничении курения табака» на территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Продавать табачные изделия несовершеннолетним строго-настрого запрещено. Запрет есть, но действует ли он? Чтобы проверить это, КонфОП совместно с региональными обществами потребителей провела эксперимент. В киосках Екатеринбурга, Москвы и Перми были сделаны анонимные закупки табачных изделий. Сигареты по просьбе взрослых покупали подростки. Итог проверки должен был подтвердить или опровергнуть наличие проблемы свободной продажи табачных изделий несовершеннолетним.

Результаты  оказались шокирующими.

В абсолютном большинстве  случаев дети смогли приобрести сигареты. Всего по 3 городам оказалось, что 23 раза из 32 (71,9%) киоскеры продали подросткам запрещенный товар. Если оценивать ситуацию в Москве и Екатеринбурге, то показатель достигает 90%.

Вопрос о  возрасте подростка, как правило, задавался  только в целях «очистки совести». Формальный ответ – «восемнадцать» – продавцов вполне устраивал. Как выяснилось, в основном сигареты несовершеннолетним продавались в киосках, которые расположены в шаговой доступности от образовательных учреждений.

Запрет на реализацию табачной продукции лицам, не достигшим  возраста 18 лет, нарушается продавцами повсеместно – несовершеннолетние имеют свободный доступ к табачной продукции. Ответственности за такое вопиющее нарушение закона продавцы практически не несут, поскольку ни один контролирующий орган не способен эффективно выявлять факты продажи детям или торговли нелегальным товаром, в ситуации, когда на каждые 300 человек приходится по киоску, торгующему табачной продукцией102.

Очевидно, что  закон, запрещающий продажу сигарет  несовершеннолетним в России, не исполняется  надлежащим образом.

В такой ситуации снижение шаговой  доступности табака сократит привлечение  новых несовершеннолетних курильщиков  и обеспечит снижение потребления  табака курильщикам.

 

            Международный опыт регулирования розничной торговли табаком: лицензирование розничной продажи

 

Проблема продажи табака несовершеннолетним не является исключительно российской. Эффективной мерой борьбы с этой практикой является введение института  обязательного лицензирования всех оптовых и розничных точек, торгующих  изделиями из табака.

Такие режимы лицензирования существуют сегодня в Австралии, Сингапуре, большинстве Штатов США, в части  провинций Канады, а также в 20 странах ЕС. В Сингапуре права  на подачу заявления о выдаче лицензии лишаются те точки, которые хоть один раз были уличены в продаже сигарет несовершеннолетним.

В то время, как  необходимость в лицензировании розничной торговли алкоголем или  организации азартных игр ни у  кого не вызывает сомнений, многие упускают из виду, что в отличие от алкоголя и азартных игр, не существует безопасной умеренной дозы потребления табачных изделий, что требует наличия жесткого режима регулирования и контроля продажи. Сигареты убивают половину своих потребителей103, и потому лицензирование продажи таких изделий указывает на необходимость соблюдения продавцами определенных условий.

           Помимо шаговой доступности, продажа табака в киосках усиливается благодаря ситуационной рекламе и оформлению витрин.

 

           Ситуационная реклама табака в местах продаж

 

           Судьба курильщиков определена двумя путями: либо они бросают курить, либо умирают. Оба исхода жизненно важны как для самих курящих граждан, так и для производителей табака. Сокращение рядов курильщиков требует усилий со стороны производителей по привлечению новых приверженцев курения или увеличения потребления табака нынешними курильщиками. Ряды потребителей табачной продукции могут быть пополнены за счет новых членов, особенно среди наиболее «перспективных» групп населения – детей и женщин, или бывших курильщиков, соблазненных вернуться к своей пагубной привычке.

Более всего  потребитель доступен там, где он приобретает табак, и от того, насколько  легко ему это сделать, и зависит  степень доступности табачной продукции. Для табачных компаний места продаж табака – первая линия борьбы за нового или вновь обретенного курильщика. Здесь начинает работать эффективный мерчендайзинг – комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукции, которые осуществляются в торговой точке.

Практически во всех местах продаж табачная продукция располагается на уровне глаз покупателя, привлекая его внимание и напоминая о необходимости купить этот товар. «Уровень глаз – это уровень продажи, потому что вероятнее всего, что скорее будут куплены товары, размещенные на уровне глаз, нежели те, которые размещены на более высоких или низких полках» — Компания «Бритиш Американ Тобакко» (BAT)104.

Витрина с сигаретами в привлекательно оформленной, красочной  упаковке на деле является большим  рекламным стендом. Важно также  и то, что табак в магазинах и киосках продается рядом с продуктами повседневного спроса, что закрепляет в сознании покупателей мысль о том, что это такой же обыденный и безвредный товар, как продукты питания и напитки.

В Новой Зеландии опубликованы результаты исследования, в ходе которого были опрошены 27 тысяч 15–16-летних подростков. Оказалось, что среди тех, кто посещает магазины с выставленными на витринах сигаретами 2 или 3 раза в неделю, в 2 раза больше курящих в сравнении с теми, кто посещает такие магазины реже105.

Дети – предмет  особого внимания табачных компаний, и от того, насколько они легко  «обучатся курению», зависит успех  табачного бизнеса. Зарубежные исследования показывают, что пачки сигарет, легко  доступные глазу детей, создают  у них ложное впечатление естественности этого продукта и способствуют импульсивным, незапланированным покупкам табака106.

 

           Закрытие витрин с изделиями из табака

 

           Политика ограничения потребления табака, принятая в других странах, коснулась и требований к организации розничной торговли табачной продукцией, в частности, законодательство некоторых стран запрещает размещение табачных изделий на витринах в местах розничной торговли. Это способствует тому, что товар выводится из пределов видимости покупателей и не провоцирует возможных потребителей к его приобретению.

     В некоторых провинциях Канады с 2002 года запрещено выставлять сигареты на витринах около касс магазинов, в других – полностью запрещены любые доступные глазу покупателя витрины с табаком.

     С 2002 года в Исландии табачные изделия, размещенные на витринах, расцениваются как реклама, что, в соответствии с национальным законом, запрещено. Табачная продукция не может быть доступна покупателям и размещается в выдвижных ящиках стола на кассе или за занавеской.

     В Ирландии законом 2004 года магазинам запрещено выставлять сигареты на витрины. Вместо этого пачки должны храниться в «закрытых контейнерах» вне пределов видимости покупателей. По запросу покупателя может быть единовременно продемонстрирована только одна упаковка табачной продукции. Это сводит к нулю маркетинговую тактику табачных компаний, направленную на разработку более привлекательных вариантов пачек.

     В целом, власти тех стран, где сокращение потребления табака – приоритетное направление деятельности по охране здоровья населения, оказывают особое внимание регулированию розничной торговли табаком, создавая преграды между потребителями (как действующими, так и потенциальными) и табачной продукцией, что подкрепляется еще и запретом любой рекламы табака, включая места ее продажи.

 

           Запрет на продажу через Интернет

 

           Как крайне доступный способ приобретения товаров следует рассматривать приобретения через Интернет. Следует запретить, как это рекомендуется Межправительственным Комитетом ООН по разработке Соглашения о незаконной торговле табачной продукцией, продажи табачным изделий любым удаленным методом, включая продажу через Интернет.

           Этот запрет должен распространяться только на розничные продажи, а электронную торговлю по схеме «предприятие-предприятие» можно разрешить.

Запрет должен быть распространен также на:

– любые способы удаленной розничной продажи табака или табачных изделий;

– услуги, сознательно созданные для облегчения оплаты таких продаж;

– сознательную перевозку и доставку табака и табачных изделий для таких продаж.

 

         Предложения

 

         Регулирование розничной торговли табаком в РФ должно быть организована таким образом, чтобы сделать табак максимально недоступным для покупателей, особенно для детей.

Наказание за продажу  табака несовершеннолетним должно быть ощутимым, четко прописанным в  соответствующих административных нормативах. Представители розничной  торговли должны быть хорошо информированы  о своей ответственности в  данной области.

Места продаж должны быть включены в запрет рекламы табака, для чего необходимо внесение поправок в федеральный «Закон о рекламе».

Введение режима лицензирования для точек продаж табака, а также законодательное  закрепление увеличение торговой площади  для таких точек до как минимум 50 кв. м., позволит полностью свернуть торговлю сигаретами в киосках, ограничит шаговую доступность сигарет для несовершеннолетних.

В перспективе  необходим запрет на размещение витрин с табачными изделиями в точках продаж, препятствующий продвижению табачной продукции к потребителю, а информирование покупателей по табачной продукции должно быть организовано только по запросу.

Необходимо  восстановить норму о лицензировании производства (отмененную в 2005 году), а  также продажи табачных изделий с внесением соответствующих поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

            2.6. АНТИТАБАЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

 

Резюме. Наиболее эффективным средством социальной антитабачной рекламы являются телевизионные ролики, натуралистично показывающие вред для здоровья человека (поврежденные органы и т.д.), признания реальных людей и раскрывающие деструктивную роль табачной индустрии. Позитивные, юмористические, «молодежные» ролики неэффективны. Важно, чтобы антитабачная реклама не только вызывала желание бросить курить, но и указывала на выход – номер горячей линии, адрес центра, помогающего в отказе от курения, адрес сайта в интернете и т.д.

Телевидение является самым эффективным каналом коммуникаций за счет беспрецедентного охвата и низкой стоимости одного контакта. Кроме того, ТВ сильнее воздействует на зрителя, чем сообщения в печатных СМИ, радио или наружной рекламе. В 2006 г. исследования в США показали, что люди, недавно бросившие курить, называли увиденную антитабачную рекламу на ТВ в качестве фактора, повлиявшего на их решение бросить курить чаще, чем другие источники помощи при отказе в курении, такие как горячие линии, сайты, помощь врачей и т. п.107 108

Основной формат противотабачных сообщений на ТВ — рекламные ролики. Мировая практика показала, что наибольшее воздействие на зрителя отказывают сюжеты с демонстрацией последствий курения для здоровья и поврежденных органов, а также с привлечением внимания к деструктивной деятельности табачных компаний по маркетингу и рекламе табака. Эти темы заставляют зрителя осознать реальность опасности, связанной с курением, и стимулируют их задуматься и отказаться от курения.

Доказано, что  наиболее эффективно в плане предотвращения курения и отказа от него, действуют сильные, жесткие образы, вызывающие сильные отрицательные переживания, такие как страх, гнев, отвращение, чувства вины и утраты. Яркие, нелицеприятные, эмоциональные видеоролики зарекомендовали себя наиболее эффективными для всех культур и видов СМИ. Они достоверно показывают катастрофические последствия курения для курильщиков и их близких. Конкретный физический вред, такой как страдания и увечья, убедительнее всего, даже больше, чем смерть.

В то время как  негативные переживания и дискомфорт немедленно побуждают курильщиков  попытаться бросить курение, юмор, сложные идеи, призывы знаменитостей, позитивные сообщения, показывающие отказ от курения в положительном свете, не оказывают должного воздействия на поведение, даже если сам ролик нравится зрителям на предварительных просмотрах.

Исследования  в разных странах показали, что  рекламные ролики, эффективные в  одной стране, обычно хорошо действуют  и в других странах, иногда после  небольшой адаптации. Например, серия  австралийских роликов «Каждая  сигарета приносит вам вред»109 была использована в Новой Зеландии, Польше, Сингапуре, Норвегии, Исландии, США, Казахстане, Украине, и повсеместно, где проводилась оценка, – с положительными результатами.

Эффективность этих роликов была подтверждена и  результатами пре-теста, проведенного в августе — сентябре 2008 г. России110. Десять антитабачных рекламных роликов были продемонстрированы 231 курильщику и оценены по таким параметрам, как вероятность обсуждения ролика с другими, мотивация бросить курить, заставляет ли он остановиться и задуматься и др.

Практически по всем категориям наивысшие оценки получили три ролика, полностью соответствующие  концепции жестких, эмоциональных, ярких демонстраций конкретного  вреда здоровью. Это австралийские  ролики «Мозг»111 и «Артерия»112 (два из разработанного набора из 10 роликов, демонстрирующих неизбежность поражения различных органов в результате курения) и американский «Курение пожирает тебя заживо»113 (парный к «Курение и дети»114 о вреде пассивного курения). Необходимо использовать эти ролики на российском ТВ.

Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления