Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия
Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия
1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа физо.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Занятие «Золотой ключик»

На данном занятии дети ходили на наружной стороне стопы; ходили, перешагивая через пролеты лестницы лежащей на полу; вырабатывали равновесие; развивать силу рук при подтягивании на животе; уважительно относились друг к другу. Воспитатель в роли Буратино предложил детям пойти  к нему в гости, в кукольный  театр. Оля Ш., Лера П., Миша Е. очень  активно начали выполнять упражнения. В подвижной игре дети были активны.

Таким образом, занятия в  детском саду в сюжетной форме  проводятся, но в недостаточном количестве, так как при анализе календарных  планов сюжетная форма физкультурных  занятий использовалась только 1 раз  в квартале. Обращают на себя внимание следующие противоречия. С одной  стороны, польза движений в целостном  развитии ребёнка является очевидной  и общепризнанной, а с другой стороны, в практике работы детского сада двигательная культура ребёнка, различные формы  её целенаправленного развития занимает более чем скромное место.

 

Заключение

 

Сюжетные физкультурные  занятия – одна из форм организованного  обучения физическим упражнениям.

Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы. Первоначально с использованием физических упражнений получили название занятий гимнастикой и подвижными играми. (Е.И. Леви-Гориневская, Н.И. Кильпио).

В дальнейшем, благодаря  исследованиям ряда учёных, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавание, обучение ходьбе на лыжах, катание на коньках.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Структура  физкультурного занятия включает в  себя 3 части. В первой части решается задача по подготовке организма к  предстоящей большой нагрузке. Во 2 части развивается и закрепляются основные группы мышц, формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества. В 3 части решается задача по снижению физической нагрузки. В процессе выполнения основных движений используются фронтальный, поточный или смешанный способ выполнения движений. В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные – физкультурные занятия. Их можно проводить на основе сюжета, составленным самим воспитателем или взять из литературного произведения.

Движения, связанные с  каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Можно также проводить сюжетные физкультурные занятия связанные с сезонными явлениями в природе. В этих занятиях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений и способствуют умственному и физическому развитию дошкольников. Стимулирует двигательную активность, обеспечивает таким образом гармоничное развитие ребёнка.

Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается  не только по успешному решению образовательных  задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию  на организм.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного поведения.

Сюжетно - игровая форма  проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия  для неоднократного выполнения и  повышения интереса к движению.

В ходе проведения сюжетно - физкультурных занятий выявили, что такие занятия помогают детям  самостоятельно выполнять сложные  двигательные действия.

Вследствие этого были разработаны методические рекомендации по проведению сюжетно - игровых физкультурных  занятий.

Методические рекомендации.

1. При руководстве двигательной  деятельностью воспитателю необходимо  развивать личные интересы и  инициативу детей.

2., Следует вызвать ребёнка  на самостоятельное выполнение  движений, не следует злоупотреблять  готовыми образцами.

3. При выполнении двигательного  задания в сюжетной форме детям  полезно быть хозяевами положения.

4. Во время занятий  важно выдерживать правильный  ритм, т.к. для дошкольника потеря  в движении, может привести к  потере здоровья.

5. Создание условий для  творчества и преобладание положительных  эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность  ребенка.

6. Очень важно создать  оптимальные условия для каждого  ребёнка, в процессе выполнения  движений, развивать воображение  освоения двигательных действий.

7. Использовать варианты  сочетания несколько видов движений  для расширения двигательного  опыта детей.

8. В процессе выполнения  действий оценивать каждого ребёнка.

9. Использовать разные  виды сюжетных физкультурных  занятий (по литературным произведениям,  с одним сюжетом, с одним  образом, сюжетные занятия, сочетающие  экологическую направленность).

10. Использовать в работе  занятия в сюжетной форме, ролевые  игры.

11. Включать в занятия  приемы с воображаемой ситуацией  для усиления инициативы и  успешности действий.

 

Список используемой литературы

 

1. Адашкевич Э.И. Баскетбол для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1983. - 130 с., ил.

2. Андерсон В.А., Вике JI.A., Жбанва А.С. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1991

3. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968. -215 с., ил.

4. Аракелян О.Г., Карманова  JI.B. Ежедневные физические упражнения  в старшей группе детского  сада. - Армянская ССР, 1980. - 145 с., ил.

5. Беззубцева Г. В., Ермошина A.M. «О дружбе со спортом» М., 2003.

6. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» М., 1990

7. Вавилова Е.Н. Учите  прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.

8. Веселая З.А. Игра  принимает всех. - Минск: «Польмя», 1985. - 58 с., ил.

9. Викулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» Ярославль, 1996 г.

10. Волошина JI.H, «Воспитание  двигательной культуры дошкольников»  М, 2005

11. Волошина JI.H. «Игровые  занятия» // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.

12. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005

13. Гусева Т.А. «Вырастайка.» Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2004

14. Дошкольная педагогика // В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина - М.: «Просвещение», 1986.- 415 с.

15. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Логиновой – М., 1988

16. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2005

17. Иванов С.М. Врачебный  контроль и лечебная физкультура.  «Медицина», 1976,- 102 с.

18. Кенеман А.В., Хухалева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1985. - 271 с.

19. Кожухова Н.Н. Рыжкова  Л А «Теория и методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста» М., 2003

20. Кожухова Н.Н., Рыжкова  Л.А., Борисова М.И. «Воспитатель  по физической культуре в дошкольном  учреждении» – М., 2003

21. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика. –  М.: «Академия», 2000.- 416 с.

22. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. – М.: «ФиС», 1968. - 118 с., ил.

23. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. – М.: «ФиС», 1983. - 120 с.

24. Литус А.Ю. «Беби – гимнастика» – М., 2005

25. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. – «Медицина», 1974. - 76 с., ил.

26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: «ВЛАДОС», 2005. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

27. Осокина Т.И. Физическая  культура в детском саду. –  М.: «Просвещение», 1978.-287 с.

28. ОсокинаТ.И. «Физическая культура в детском саду» – М., 1990 г.

29. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» М, 2001

30. Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве» –М., 2006

31. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез, 2000. - 256 с.

32. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001.-368 с.

33. Фонарева М.И. Развитие  движений ребенка-дошкольника. –  М.: «Просвещение», 1971.

34. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998.- 192 с.

35. Шишкина В.А. Движение+движения. – М.: «Просвещение», 1992. - 96 с.


Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста