Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия
Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия
1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа физо.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются  физические качества, необходимые для  труда; способность к быстрому овладению  двигательными навыками и трудовыми  операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с песком для прыжков, снежных валов, в заливке дорожек для скольжения, катка, в прокладывании лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т. д.), с уходом за ним (дети вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место) [18]

Дети также принимают  участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега, поливают физкультурную площадку, собирают опавшие  листья и т. д.), расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для  игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду взрослых.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

Таким образом, физкультурные  занятия - являются ведущей формой для  формирования правильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разносторонних способностей детей, создают  условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных двигательных действий. Чем увлекательнее и  содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения  высокого двигательного режима в  течение дня, который необходим  для удовлетворения потребности  растущего организма в движениях. Соблюдение режима дня вырабатывает потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивает  умение самостоятельно заниматься этими  упражнениями в детском саду и  дома. Физкультурные занятия содействуют  укреплению, сохранению здоровья и  формируют здоровый образ жизни.

 

1.2 Структура сюжетных  физкультурных занятий

 

С детьми раннего дошкольного  возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить  занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин).

Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в  утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

Физические занятия с  детьми в дошкольных учреждениях  имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.

Дети во время занятий  должны быть в физкультурной форме: в майке и трусах, босиком (где  имеется утепленный пол) или в  матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует  тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее  подбирать пособия и крупный  инвентарь и т. д.

Воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный  инвентарь перед началом занятия  и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место [18].

Структура физкультурных  занятий общепринятая и содержит три части:

вводную (18 % общего времени занятия);

основную (67 % общего времени занятия);

заключительная (15 % общего времени занятия).

Такое распределение материала  соответствует возможностям детей  и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и  с последующим снижением ее к  концу.

Цель вводной части  занятий - ввести организм в состояние  подготовленности к основной части. В вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

Основная часть занятия  наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть  отличается наибольшей физической нагрузкой [20].

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с  погремушкой, мячом, флажком, куклой. В  упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).

В зависимости от того, какой  инвентарь будет использован  на занятии, воспитатель продумывает  и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в  шеренгах не позволит достигнуть необходимой  амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

В основной части занятия  используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности  выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки» [7].

Третья, заключительная часть  занятия небольшая по объему; в  ней проводятся игры и игровые  упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в  ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный  переход от возбужденного состояния  к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [12].

Систематическое, постепенное  и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению  его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять  к ним минимальные требования.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного  повторения пройденного (достаточное  число раз).

Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие  факторы:

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого  пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

не заменять полностью  все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

предусматривать постепенное  нарастание нагрузки на организм ребенка  и снижение ее в конце занятия;

избегать длительного  статического положения, ожидания;

методы и способы организации  детей согласовывать с их возрастными  возможностями;

давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

умело вызывать у ребенка  положительные эмоции;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Речь воспитателя во время  занятий должна быть спокойной и  выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые  приемы, обращение к ребенку с  называнием его имени, своевременная  помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения[18].

Подготовительная часть  повышает эмоциональное состояние  детей, активизирует их внимание, готовит  организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается  игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых  занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится  и на начало основной части, а привлечение  детей к выполнению упражнений носит  опосредованный характер: музыкальное  сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.

В основной части занятия  у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для  этой части занятия характерна кульминационная  насыщенность сюжета.

В заключительной части занятия  происходит постепенный переход  от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную  игру.

Таким образом, структура  физкультурных занятий состоит  из трех частей вводной, основной, заключительной.

В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В данной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания.

В основной части занятия  содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в  ней проводится подвижные игры. У  детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для  этой части занятия характерна кульминационная  насыщенность сюжета.

В заключительной части происходит постепенный переход от усиленной  мышечной деятельности к спокойному состоянию.

1.3 Способы организации  детей на сюжетных физкультурных  занятиях

 

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью  различных способов организации  детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом  усвоения материала, создают условия  для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют  детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют  одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом  время обеспечить достаточно высокую  повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка  и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться  его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить  в него коррекцию. Ребенок не имеет  возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального  представления о новом движении, для овладения первоначальными  действиями с каким-нибудь новым  пособием (мячом, обручем, мешочком и  т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное  первоначальное выполнение подлезания под шнур (в младшей группе), овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия[32].

Положительными сторонами  этого способа является то что, обеспечивает высокую моторную плотность занятия, обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство  процессом обучения; воспитатель  держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит  ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению  двигательных навыков, развитию физических качеств Дети приучаются коллективно  выполнять упражнения.

Недостаток этого способа  заключается в том, что при  одновременном выполнении упражнений всей группой затрудняется индивидуальный подход к каждому ребенку [20].

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении  определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно  уменьшается. Спустя некоторое время  подгруппы меняются местами, и это  позволяет переходить к действиям  на разных снарядах, что повышает интерес  к занятию. При таком способе  создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время  выполняют освоенные движения для  их закрепления или в усложненных  условиях. Достоинствами этого способа  является создание благоприятных условий  для детального усвоения: небольшое  число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать  указания взрослого, относящиеся к  нему и к другим детям; небольшой  перерыв между повторениями, с  одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны – успешно  образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста