Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия
Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия
1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа физо.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям  у детей старшего школьного возраста

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГОУ СПО «Бийский педагогический колледж»

Специальность 050705 Специальное  дошкольное образование

 

Выпускная квалификационная работа

СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ  ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Бийск – 2011

 

Оглавление

 

Введение

Глава I. Физкультурные занятия  как форма организации физического  воспитания с детьми дошкольного  возраста

1.1 Значение сюжетных физкультурных  занятий в физическом развитии  детей дошкольного возраста

1.2 Структура сюжетного  физкультурного занятия

1.3 Способы организации  детей на сюжетных физкультурных  занятиях

1.4 Методика проведения  сюжетных физкультурных занятий  с детьми старшего дошкольного  возраста

Глава II. Проектирование и  апробация системы сюжетных физкультурных  занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей  старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

дошкольник сюжетное физкультурное  упражнение

Сюжетное занятие –  одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного  возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные  занятия помогают обеспечить каждому  ребенку постоянный тренинг положительных  эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом  собственной деятельности ведет  к формированию у него потребности  повторить положительные переживания  радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих  персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия  на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет  потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении  со сверстниками, побуждает ребенка  к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное  напряжение.

Совершенно очевидным  являются и то, что ребенку, благодаря  сюжету, легче осмысливать и выполнять  движения. И именно сюжетные занятия  в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих  моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем  и то, что, по большому счету, они  позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности  «конструирования» новых вариантов  путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что  периоды «жестких стереотипов» в  сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям  их произвольные изменения. И уже  на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или  иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и  придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой  игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают  широкие возможности для использования  нестандартного оборудования, элементов  костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В  начале обучения движению целесообразно  опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем  знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные  занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия

Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: проведение сюжетных физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать интересу к занятиям физическими упражнениями

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по данной теме;

Раскрыть методику проведения сюжетных физкультурных занятий;

Разработать серию сюжетных физкультурных занятий.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Анкетирование.

Педагогическая  направленность: разработка методического пособия для воспитателей по развитию интереса к физическим упражнениям посредствам сюжетных физкультурных занятий.

Экспериментальная база: психолого-педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Колокольчик» с детьми старшего дошкольного возраста с октября 2009г. по апрель 2010г.

Структура выпускной  квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

Глава I. Физкультурные  занятия как форма организации  физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста

 

1.1 Значение сюжетных  физкультурных занятий в физическом  развитии детей дошкольного возраста

 

Физкультурные занятия –  основная форма организованного  систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает  благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей  при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные  занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей  к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос  правильного выполнения в другие ситуации.

Занятия физкультурой позволяют  научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях[32].

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков  учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и  руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у  детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у  всех детей вселяет в ребенка  уверенность и создает радостное  настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих  интересов, а разделенная радость  – это двойная радость.

Успешное решение образовательных  задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение  высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка  позволяют обеспечить эффект в его  физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные физкультурные занятия со всей группой  обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому  позволяют дозировать физиологическую  нагрузку, постепенно и осторожно  увеличивая ее, что способствует повышению  выносливости организма. Подготовка организма  к выполнению сложных движений позволяет  предупредить травматизм при их выполнении.

Дети приучаются слушать  указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь  различными способами, что формирует  у них активность, воспитывает  сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески  выполнять предложенные задания[32].

На физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих  положениях, характерных для каждой группы движений, руководствуясь которыми ребенок способен действовать самостоятельно и усваивать доступные закономерности выполнения разучиваемых движений.

Первоначально занятия с  использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой  и подвижными играми. Это название определяло содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно  ограничивалось подвижными играми и  использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения)[32].

В дальнейшем, благодаря  исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение  в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и  т.д. Это содержание было значительно  шире названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться  занятием физическими упражнениями.

Исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. [32]

С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей  привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в  детском саду и дома. Важно учить  детей организовывать и проводить  физические упражнения, в том числе  подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.

У детей важно воспитывать  любовь к занятиям спортом, интерес  к результатам своих занятий  и к достижениям спортсменов. В процессе физического воспитания имеются большие возможности  для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового  воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду[32].

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному  развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и  других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физическими  упражнениями у детей развиваются  все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и  др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость [18]

Важно при этом воспитывать  положительные эмоции, создающие  бодрое, жизнерадостное настроение, а  также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные  эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность  формирования двигательных навыков  и умений.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность  воспринимать, чувствовать, понимать и  правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать  стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему  грубому в действиях, словах, поступках.

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста