Спринт и методика развития скорости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 09:48, реферат

Краткое описание

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.

Содержание

І. Введение
ІІ. Основная часть
2.1. Скоростные способности человека
2.2. Задачи развитие скоростных способностей
2.3 Реакции в спорте
2.4 методы развития скоростных способностей
2.5 Основные скоростные способности
2.6 Развития быстроты движении реакции
Ш. Заключительная часть
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

спринт и его скоростные качества скоростные силовые качества спортсмена жиберетин тарсырма.docx

— 228.92 Кб (Скачать файл)

            Министерства образования и науки Республики Казахстан

 Восточно-Казахстанский Государственный Университет имени Сарсена Аманжолова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

    Тема: Спринт и методика развития скорости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Сагатов К.Ж.

Проверил: Кругликов А.Н.

 

 

                                          г. Усть-Каменогорск

                                                 2014 г.

 

 

 

 

Содержание

І. Введение

ІІ.  Основная часть

2.1. Скоростные  способности человека

2.2. Задачи развитие  скоростных способностей

2.3  Реакции  в спорте 

2.4 методы развития  скоростных способностей

2.5 Основные скоростные способности

2.6 Развития быстроты  движении реакции

Ш. Заключительная часть

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.

 

Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

 

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

 

1. Быстроту простой и  сложной двигательных реакций.

 

2. Быстроту одиночного  движения.

 

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением  положения тела в пространстве  или с переключением с одного  действия на другое.

 

4. Частоту ненагруженных  движений.

 

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.

 

Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.

 

Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

 

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

 

Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.

 

Актуальность данной темы объясняется тем, что развитие быстроты реагирования на действия партнёра или соперника, в профессиональной деятельности и спорте имеют огромное значение.

 

Цель данной работы: Изучить быстроту движения как физического качество человека, в также охарактеризовать средства и методы ее развития. Исходя из поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:

 

1. Охарактеризовать быстроту  движения как физическое качество  человека;

 

2. Изучить скоростные  способности человека;

 

3. Дать определение понятию  «реакция в спорте»;

 

4. Изучить методы воспитания  скоростных способностей;

 

5. Изучить основы развития  скоростных способностей;

 

6. Выяснить, как происходит  развитие быстроты двигательной  реакции;

 

7. Охарактеризовать средства  воспитания скоростных способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Скоростные способности  человека

 

 

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.6, с. 27

 

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

 

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

 

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

 

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.

 

Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). 6, с. 28

 

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

 

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

 

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

 

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

 

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 6, с. 29

 

1) состояния центральной  нервной системы и нервно-мышечного  аппарата человека;

 

2) морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных  волокон);

 

3) силы мышц;

 

4) способности мышц быстро  переходить из напряженного состояния  в расслабленное;

 

5) энергетических запасов  в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

 

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

 

7) способности к координации  движений при скоростной работе;

 

8) биологического ритма  жизнедеятельности организма;

 

9) возраста и пола;

 

10) скоростных природных  способностей человека.

 

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

 

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала;

 

2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему;

 

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям, ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

 

4) проведения эфферентного  сигнала от центральной нервной  системы к мышце;

 

5) возбуждения мышцы и  появления в ней механизма  активности.

 

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

 

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

 

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

 

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

 

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

 

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

 

 

 

1.1 Задачи развития  скоростных способностей

 

 

Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

 

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

 

Третья задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

 

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

 

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. 6, с. 33.

 

Информация о работе Спринт и методика развития скорости