Выносливость и методика ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:15, реферат

Краткое описание

В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.
Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.

Содержание

Введение
1. Определение выносливости и ее отдельных видов
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
3. Возрастные особенности проявления выносливости
4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
6. Средства развития выносливости
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

выносливость.docx

— 26.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

Выполнил: студент IV курса

заочной формы обучения

Иконников Александр Николаевич

Проверил: Федоров В.П.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2006

 

Содержание

 

Введение

1. Определение выносливости  и ее отдельных видов

2. Факторы, обуславливающие  уровень развития выносливости

3. Возрастные особенности  проявления выносливости

4. Критерии и методы  оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом

5. Задачи, решаемые в процессе  развития выносливости

6. Средства развития выносливости

7. Методы и методики, применяемые  для развития выносливости

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.

От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы.

В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.

Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.

 

 

1. Определение выносливости  и ее отдельных видов

 

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.

В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.

Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:

• устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,

• способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,

• способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,

• продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,

• способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности.

При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.

Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:

• выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;

• выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);

• выносливость статическая или динамическая;

• выносливость локальная, региональная или глобальная;

• выносливость аэробная или анаэробная;

• выносливость скоростная, силовая или координационная;

• выносливость общая или специальная;

• выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.

В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.

Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.

 

2. Факторы, обуславливающие  уровень развития выносливости

 

Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.

Уровень развития и проявления выносливости зависит:

• От наличия энергетических ресурсов в организме человека,

• От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.),

• От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем,

• От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма,

• От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма,

• От подготовленности опорно-двигательного аппарата,

• От совершенства технико-тактического мастерства,

• От личностно-психологических особенностей.

 

 

3. Возрастные особенности  проявления выносливости

 

Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости.

Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости.

Уровень проявления выносливости виден и по времени работы в разных зонах мощности представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Показателя времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста (обобщенные данные)

Возрастные группы- Зовы мощности

Максимальная Субмаксимальная (диапазон) Большая Умеренная

1-й 2-й  

Взрослые до 20 с до 40 с 40-120 с 2–10 мин 10–60 мин и более

15-16 лет до 15с до 42 с 42-160 с 2 мин 40 с – 11 мин 10 с > 11 мин

10с

13-14 лет до 15 с до 45 с 45-200 с 4 мин 40 с – 16 мин 50 с > 16 мин

50с

9- и дети до 9 с до 50 с 50-90 с 1,5–25 мин > 25 мин

 

Возрастные различия в работе тех или иных органов и систем организма определяют в значительной мере и различную методику развития выносливости. К примеру, для развития скоростной выносливости в работе максимальной мощности будет развиваться при использовании легкоатлетического бега на дистанции – 30–60 м – у младших, 100 м – у старших школьников, 100–200 м – у квалифицированных бегунов.

Далее рассмотрим основные критерии и методы выносливости у занимающихся физической культурой и спортом.

 

4. Критерии и методы  оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом

 

О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность.

При этом в одних условиях учитывается время, в течение которого удается совершать без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других – предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат:

- в упражнениях циклического  характера, направленных на преодоление  расстояния, – минимальное время  преодоления заданной и достаточно  протяженной дистанции (например, 1–2 км) либо (значитёльно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном тесте Купера» или в «часовом беге»);

- в серийно повторяемых  упражнениях ациклического и  комбинированного характера –  суммарное число повторений (или  суммарное число движений) в заданное  время (например, за 20–30 мин. при «максимальном  тесте» в рамках «круговой  тренировки»);

- в сложноорганизованных  формах двигательной деятельности  типа игр и единоборств –  степень сохранения и изменения  двигательной активности на протяжении  обусловленного времени (с учетом  числа эффективных атакующих  и оборонительных действий по  периодам игры или схватки  и т. д.).

В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий – отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.

Если при прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), а сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания, то, важно отметить, что на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600–800 м; средних классов – 1000–1500 м; старших классов – 2000–3000 м.

 

5. Задачи, решаемые в процессе  развития выносливости

 

Задачи развития общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на какие либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все большему кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.

Достигаемый на данной основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в программах физического воспитания. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями совершенствования в избранном виде спорта.

Задачи развития специфической выносливости заключаются в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности.

Важно отметить, что задачи по воспитанию специфической выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости.

 

6. Средства развития выносливости

выносливость физический культура скоростной

В качестве основных средств развития выносливости используются, как правило, физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:

• Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательной системы человека,

• Сравнительно значительная суммарная продолжительность работы

• Умеренная, большая, но не максимальная интенсивность.

В качестве средств развития выносливости могут быть использованы самые разнообразные по форме физические упражнения, если они организованы методически таким образом, что приобретают (в комплексе или в отдельности) всю совокупность перечисленных признаков. Широко применяются, в частности ациклические и смешанные гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая действенность путем многократных слитных повторений, суммации эффекта отдельных упражнений, увеличения моторной плотности занятий и другими методически оправданными путями. Значительную ценность в этом отношении приобрела в последние десятилетия такая организационно- методическая форма занятий, как «круговая тренировка.

Информация о работе Выносливость и методика ее развития