Специальная физическая подготовка волейболисток учебно-тренировочных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 04:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель и гипотезу переделать
Цель исследования: анализ планирования физической подготовки волейболисток в разных условиях тренировочного процесса: в плане традиционно общепринятого количества нагрузок или же построенного на более интенсивном использовании СФП и ОФП.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ДЮСШ
1.1 Организация спортивного отбора в ДЮСШ и этапы спортивной подготовки………………………………………………………………………7
1.2 Функциональные особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ …………………........................................15
Особенности физической подготовки волейболистов……….........21
Выводы по I главе……………………………………………………29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
2.1. Методы исследования………………………………………………31
2.2. Задачи специальной физической подготовки
волейболисток ….……………………………………………………..34
2.3.Средства и методы СФП волейболисток………………………..37
2.4. Результаты экспериментальной работы………………………...54
Выводы по II главе…………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..59
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

старостина.docx

— 182.70 Кб (Скачать файл)

Рег. № _______

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Бюджетное Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра физического воспитания и методики

 

                   Специальность: 050720 физическая культура

                         Квалификация: педагог по физической культуре

                                          Форма обучения: заочная

 

Фамилия имя отчество студента

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель:

                                                                         Пружинин К.Н.,

                                                                      канд.пед.наук,

                                                                Рецензент:

                                                                                   канд.пед.наук, доцент

 

Работа допущена к защите___________(дата)

Заведующий кафедрой_______________(подпись)

Защищена на «______________» «___» «_________» 2012г.

 

Иркутск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ДЮСШ

1.1 Организация спортивного отбора  в ДЮСШ и этапы спортивной  подготовки………………………………………………………………………7

1.2 Функциональные особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ …………………........................................15

    1. Особенности физической подготовки волейболистов……….........21

Выводы по I главе……………………………………………………29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

2.1. Методы исследования………………………………………………31

2.2. Задачи специальной физической подготовки

волейболисток ….……………………………………………………..34

2.3.Средства и методы СФП волейболисток………………………..37

2.4. Результаты экспериментальной работы………………………...54

Выводы по II главе…………………………………………………….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..59

РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….62

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….62

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...66

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ КОНКРЕТНО ДОЛЖНА БЫТЬ О  СПЕЦИАЛЬНой  ФИЗИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

   Актуальность исследования. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что современные дети в период физического развития, а это весь период обучения в образовательных учреждениях испытывают двигательный дефицит. Снижение двигательной активности отрицательно влияет на интеллектуальные и двигательные способности человека [14,24,31]. Главной проблемой в России является высокий уровень заболеваемости как детского, так и взрослого населения. Выходом из этого критического положения может стать дополнительное физкультурное образование. Варварское уничтожение детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в период перестройки государственного управления в России привело к отсутствию юношеского резерва страны по всем видам спорта, включая олимпийские. В свою очередь это отрицательно сказалось на результатах выступлений сборной команды России на Олимпийских Играх [54]. Валеологическая неграмотность населения, неприоритетное отношение к физической культуре в образовательных учреждениях привело к 90% отсутствию здоровья у молодежи, категории населения, которое должна строить новое Российское общество.

Противоречие между потребностью населения в дополнительном физкультурном образовании и отсутствием возможности бесплатно его получить,  можно конечно решить средствами физкультурного образования в МОУ СОШ (государственный образовательный стандарт по предмету: физическая культура), но  программы дополнительного физкультурного образования (спортивной подготовкой в ДЮСШ, а также секционной работой по видам спорта в СОШ) обеспечивают конечно же большую результативность в связи с повышенными требованиями, не только в аспекте технического арсенала, но и что немало важно  в плане ОФП и СФП.

 Волейбол самая любимая спортивная  игра в период перехода от  детства к взрослой жизни человека. Волейбол как вид спорта входит  в раздел программы как МОУ  СОШ, так и средних,  высших  учебных образовательных учреждений  по физической культуре. Данный  вид спорта снискал огромное  количество поклонников как среди школьников, так и среди студентов.

В чем различия спортивной подготовки девушек-волейболисток в условиях ДЮСШ с использованием обычного режима ОФП и СФП или повышенного их уровня со специальными упражнениями нам и предстоит выяснить. Важность физической подготовки в спорте и отличительные особенности общей физической подготовки от специальной физической подготовки волейболистов мы попытаемся показать в данном  исследовании.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболисток учебно-тренировочных групп.

Предмет исследования: специальная физическая подготовка волейболисток в ДЮСШ

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что  использование  традиционных методик планирования учебно-тренировочного процесса  по волейболу с применением общепринятого среднего уровня нагрузок ОФП и СФП не способствуют эффективной физической подготовке волейболистов, и, следовательно, не имеет большого влияния на результативность их игры. Тогда как использование более прогрессивных методик и увеличение нагрузок ОФП и СФП, наоборот способствует быстрому прогрессу и улучшению скоростно-силовых характеристик у девушек-спортсменов.

Цель и гипотезу переделать

Цель исследования: анализ планирования физической подготовки волейболисток в разных условиях тренировочного процесса: в плане традиционно общепринятого количества нагрузок или же построенного на более интенсивном использовании  СФП и ОФП.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме спортивной подготовки волейболистов.

  1. Составить программу педагогического исследования специальной физической подготовки волейболистов учебно-тренировочных групп.
  1. Из результатов анализа экспериментальной работы определить взаимосвязь общефизической и специальной подготовки волейболиств в разных условиях тренировочного процесса, при использовании разных методических подходов.

Практическая значимость:

Результаты данного педагогического исследования могут быть использованы студентами, учителями физической культуры, тренерами-преподавателями в профессиональной деятельности педагога физической культуры.

Организация исследования:

Педагогическое исследование проводилось на базе спортивной школы п. Михайловский (МК ОУ ДОД), Черемховского района. Экспериментальную группу (ЭГ) составили девушки, занимающиеся волейболом по программе ДЮСШ с увеличением нагрузок по ОФП И СФП в МК ОУ ДОД – 8-10 часов в неделю, в количестве 12 человек. В контрольную группу (КГ) вошли учащиеся, занимающиеся в секции по волейболу 6 часов в неделю в количестве 12 человек по традиционным  требованиям к физической подготовке.

Педагогическое наблюдение проводилось в период с 1сентября 2010 года по 30 мая 2011 года.

Структура и объем работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержания, состоящего из двух глав, заключения, библиографического списка из 54 источников, приложения. Работа содержит 62 страницы, 8 таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В ДЮСШ

 

1.1. Организация спортивного отбора в ДЮСШ и этапы спортивной подготовки.

Подготовка квалифицированных юных волейболистов осуществляется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окончания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров [12,13].

Широкое развитие получили специализированные классы с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах.

Работа в ДЮСШ проводится в соответствии с «Положением» об этом типе школ и на основании «Программы», утвержденной соответствующими руководящими организациями [12].

В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного совершенствования) в спортивных школах функционируют группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из школы [19].

Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спортсменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности.

Спортивный отбор — это длительный процесс равный по продолжительности спортивной жизни. Критерием классификации этапов отбора является целевая направленность этапа [12].

Этапы обучения в ДЮСШ

Этапы обучения в ДЮСШ, по сути, являются спортивным отбором детей сначала в юношескую сборную страны, далее в основной состав сборной национальной команды. Это «звездочкам», кто способен долго и упорно тренироваться, имея определенную цель в достижении спортивных результатов. По всей территории России, кому повезло в ДЮСШ, а кто-то в секции в образовательной школе с удовольствием занимается волейболом. Эта подготовка делиться на несколько этапов, в зависимости от возраста, здоровья, физических способностей детей и имеет определенную систему, что сейчас принято называть технологией [13,21]. В каждом виде спорта в ДЮСШ принята единая система спортивной подготовки, которая зависит от четырех летнего цикла между проведением Олимпийских Игр. Но каждый вид спорта имеет определенные особенности в многолетней подготовке спортсменов. Сейчас занятия спортом принято называть дополнительным образованием, так же как музыкальное, художественное, танцевальное направления в обучении детей помимо основного обучения в МОУ СОШ [13]. Спортивные секции в школе должны работать по программам ДЮСШ. А многие учителя физической культуры, которые ведут секционную спортивную деятельность в школе, об этом даже не предполагают, что является нарушением планирования спортивной подготовки.

Что же включает спортивная подготовка любого вида спорта и чем отличается волейбол – игровой вид от единоборств, гимнастики, плавания. Попробуем разобраться. В спортивной подготовке ДЮСШ можно выделить следующие этапы:

1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики.

Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.

3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг.

Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.

4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.) [13].

       Недооценка вопросов организации отбора отрицательно сказывается как на качестве подготовки игроков, так и на масштабах отсева из спортивных школ и квалифицированных команд.

Предварительная подготовка. К моменту отбора в ДЮСШ многие качества в детях еще заметно не проявляются. Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовать для них подготовительные группы в школах по профилю волейбола.

В нашей стране имеется положительный опыт влияния предварительной подготовки в секциях по ОФП (подвижные игры, эстафеты, простейшие акробатические и общеразвивающие гимнастические упражнения, бег, прыжки и др.) на более быстрое и эффективное овладение техническими приемами волейбола.

Информация о работе Специальная физическая подготовка волейболисток учебно-тренировочных групп