Вооруженные силы РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Физическая подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского обучения и воспитания всего личного состава
Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 5
1.1. Сущность и значение физической культуры 5
1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил 8
1.3. Организация физической подготовки в Вооруженных Силах 13
1.4. Специальная направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил 17
Глава 2. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 19
2.1. Организация и проведение учебных занятий 19
2.2. Комплексные занятия 26
2.3. Организация и проведение утренней физической зарядки 27
2.4. Организация и проведение спортивно-массовой работы 27
2.5. Организация и проведение физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности 34
2.6. Организация и проведение самостоятельной физической тренировки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая культура в вооруженных силах.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского обучения и воспитания всего личного состава

Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.

Физическая подготовка как предмет  обучения организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая подготовка в процессе учебно-боевой деятельности и индивидуальная (или самостоятельная) физическая тренировка.

Сегодня мы вряд ли найдем образованного человека, который отрицал бы важную роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах и самостоятельно физической культурой независимо от возраста занимаются миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «...становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни».

В наши дни вес больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, к его сенсорной выносливости, к некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует высокого уровня физической готовности. Это, прежде всего, военнослужащие Вооруженных Сил, пограничники и сотрудники правоохранительных органов. Одним из главных условий их продуктивной трудовой деятельности является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессионально-прикладных физических качеств.

Сегодня под термином «профессионально-прикладная физическая подготовка» понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависят эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие трудящихся. Основу такой подготовки, на которой, собственно, и строится решение специфических прикладных двигательных задач, будет составлять общая физическая подготовка (ОФП), т. е. процесс развития физических качеств.

Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных особенностей физической культуры в  вооруженных силах.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- показать сущность и значение физической культуры;

- изучить цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил;

- охарактеризовать специальную  направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил;

- проанализировать формы физической  культуры в Вооруженных Силах.

Объект курсовой работы – физкультурно-спортивная деятельность, предмет – организация  и содержание физкультурно-спортивной деятельности в вооруженных силах.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

1.1. Сущность и значение физической культуры

Физическая культура, несмотря на ее многообразие, построена на одних и тех же базовых принципах, где бы и в каком виде мы ее ни встречали. Именно поэтому появление всякой сколько-нибудь новой информации о ней должно быть предъявлено и осмыслено. Это позволит в дальнейшем избежать упрощений и необъективности в оценке значимости физической культуры как со стороны ее участников, так и со стороны наблюдателей. Хотя значение физической культуры в жизни человека должны осознавать все здравомыслящие люди [1, С. 18].

Известно, что главной целью физической культуры является формирование личности человека. Эта цель рождалась и развивалась через научную мысль в педагогике, психологии, теории физической культуры, философии и других науках. В период реформирования системы образования физическая культура претерпевает изменения своей содержательной стороны в плане ее востребованности и актуальности.

В ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании» среди принципов государственной политики в этой области выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 51 этого же закона предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В настоящее время в Республике Беларусь правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, олимпийского движения определены Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993 г. N 2445-XII.

Рассматривая значение физической культуры в жизни человека, Виленский М.Я. и Беляева В.А. (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то общество несет издержки, так как всестороннего развития личности не происходит [3, с. 17].

Физическая культура личности имеет  свои проявления в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, влияет на освоение человеком  культурных ценностей. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в возможности их практического использования и непосредственная деятельность по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [3]. Человек является гармонично развитой личностью, если у него тесно взаимосвязаны показатели общей культуры и культуры физической.

Бальсевич В.К. (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в  физической культуре — общественную и личную [2, с. 37].

К общественной группе ценностей относятся:

общий уровень знаний о методах  и средствах физического развития и совершенствования человека;

общий научно-технологический потенциал  физической культуры, который составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека;

накопленный обществом опыт физического  воспитания и физической подготовки молодежи;

опыт организации физической активности;

общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура  факторов, определяющих ее популярность в обществе, уровень активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная).

Раскрывая содержание физической культуры личности, Бальсевич В.К. выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности.

Все перечисленные элементы системы  физической культуры личности имеют  тесную взаимосвязь и определяют содержание физического воспитания. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством Виленского М.Я. и Виноградова П.А. [4], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности — ее физическую культуру. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:

требованиями современного этапа  развития общества и системы образования  к формированию личности;

необходимостью единства и преемственности  физического воспитания на всех ступенях системы образования;

возможностью ее конкретизации  в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Интегральной целью физического  воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, объявлялась физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности [6, с. 24].

Эта концепция внесла коррективы в инновационное содержание государственных программ по физической культуре (1996 г. — Лубышева Л.И., Грузных Г.М.; 1994 г. — Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г.; 2000 г. — Ильинич В.И., Евелев Ю.Л.), а также видоизменила и социально конкретизировала принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом.

Лубышева Л.И. (1991—1993) рассматривает  задачи воспитания физической культуры шире и многообразнее: «Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и практического значения, физическое воспитание включает в себя социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Раньше же оно рассматривалось лишь только как телесное развитие» [19, с. 51]. Таким образом, физическое воспитание преследует более широкие цели: воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры — и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [9].

Не  возникает сомнения в том, что  только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности  может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.

Значение  физической подготовки в системе  обучения и воспитания войск, ее задачи, средства, формы и методы впервые  были изложены в Программе физической подготовки Красной Армии, утвержденной в 1922 году. Учебные занятия рекомендовалось проводить по гимнастике, лыжной подготовке, владению холодным оружием, плаванию, гребле, способам защиты и нападения без оружия и играм. Однако на деле в то время в войсках обязательными были лишь игра в футбол и гимнастика.

Программы по физической подготовке с течением времени менялись, адаптировались к условиям требований дня.

Опыт  войн конца двадцатого века, кардинальные изменения характера военной  службы не могли не оказать влияние  и на Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденное в 2001 году.

В августе 2004 года министром обороны  Республики Беларусь генерал-полковником  Леонидом Мальцевым была утверждена система физической подготовки в  Вооруженных Силах. Одна из ступеней реализации этой системы – пересмотр существовавшего Положения по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, уже не отвечавшего требованиям времени, разработка и внедрение в обучающую практику нового документа, который отражал бы реалии сегодняшнего дня в вопросах физического совершенствования военнослужащих [30, с. 19].

Основой новой Инструкции о порядке организации  физической подготовки и спорта в  Вооруженных Силах Республики Беларусь является перечень упражнений для развития физических качеств и прикладных навыков военнослужащих, методические указания по организации и проведению всех форм физической подготовки и оценочные показатели – нормативы. Дело в том, что навыки, приобретенные в процессе выполнения физических упражнений, должны служить одной цели – победе на поле боя, и упражнения – это лишь подготовка к овладению этими навыками [30, с. 19].

В настоящее время специалисты  физической подготовки и спорта разрабатывают  комплексные упражнения, учитывающие  все предметы боевой подготовки (тактикоспециальную, тактическую, огневую и т.д.), которые в совокупности при проведении контрольного занятия смогут дать ответ на вопрос о готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи.

1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил

Физическая подготовка и спорт  в Вооруженных Силах (далее  - физическая подготовка) является одним из основных предметов боевой и профессионально-должностной  подготовки, важной и неотъемлемой частью военного    обучения   и   воспитания   военнослужащих.

Цель    физической   подготовки   заключается   в   обеспечении необходимого  уровня физической подготовленности военнослужащих  для эффективного   выполнения   поставленных   задач   по   их   боевому предназначению в любое время и в любых условиях [4, с. 9].

Общими  задачами физической подготовки являются:

развитие  и  поддержание  на  надлежащем  уровне  выносливости, силы, быстроты и ловкости;

овладение  навыками в передвижении по пересеченной местности  в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания;

воспитание  психической  устойчивости,  уверенности   в   своих силах,  целеустремленности, смелости и решительности,  инициативы  и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;

укрепление   здоровья,  закаливание  и  повышение  устойчивости организма    к    воздействию   неблагоприятных   факторов    боевой деятельности;

формирование  здорового образа жизни и гармоничного  физического развития [26].

Специальные  задачи  физической подготовки  определяются  в зависимости   от   специфики  военно-профессиональной   деятельности военнослужащих.

Содержание  физической  подготовки  составляют  физические упражнения,  теоретические  знания, организаторские  и  методические умения и навыки.

Физическая  подготовка  в  органах  военного   управления, соединениях  и  воинских частях, организациях  Министерства  обороны Республики Беларусь, военных комиссариатах (далее - воинские части), учреждении  образования  «Военная академия  Республики  Беларусь»  и других учреждениях образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил,   организуется   и проводится  в соответствии с требованиями правовых актов  Республики Беларусь.

Информация о работе Вооруженные силы РБ