Вооруженные силы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Во все времена боевой состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

Введение 

Во все времена боевой состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями  существования государства, его  местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений.

 

Россия находится на новом  этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей  и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего  развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению  национальной безопасности, что в  свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы  отношения с США и другими  промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы  партнерства и инструмент решения  проблем безопасности Российской Федерации.

 

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами  и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы  привел к существенному изменению  принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более  ясных вопросов войны и мира к  менее определенным и более сложным  политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим  и другим проблемам.

Существуют константы  безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому  миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

 

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения  роли военной силы для обеспечения  политических и экономических интересов  государств мира, тогда как целый  ряд политических институтов в сфере  международной безопасности вступил  в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных  как с основными аспектами  международной безопасности, так  и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Сильные российские Вооруженные  Силы имеют геополитическое значение. В условиях ослабления целого ряда международных институтов в сфере  безопасности именно укрепление потенциала ВС РФ будет являться фактором, предотвращающим  окончательный распад системы международных  отношений, основанной на принципах  международного права. Именно Вооруженные  Силы Российской Федерации могут  обеспечить глобальную стабильность в  широком понимании данного термина.

 

Современная российская военная  политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Концепции внешней  политики. Российские Вооруженные Силы после длительного периода реформирования и выхода из кризиса приобретают новые качественные показатели как с точки зрения боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации.

 

Показателем зрелости Вооруженных  Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода в развитии является то, что их развитие и военное  планирование отныне ведется, исходя из геополитических потребностей РФ и  принципа оборонной достаточности, а не от фактически наличествующего  потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи  Вооруженных Сил РФ

 

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые  могут быть структурированы по четырем  основным направлениям:

1. Сдерживание военных  и военно-политических угроз безопасности  или интересам Российской Федерации. 

2. Обеспечение экономических  и политических интересов Российской  Федерации.

3. Осуществление силовых  операций мирного времени.

4. Применение военной  силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают  возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку  наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и  многоплановый характер.

Сдерживание военных и  военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации  обеспечивается:

Своевременным выявлением угрожающего  развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения  на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных  сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного  ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого  потенциала, боевой и мобилизационной  готовности и подготовки группировок  войск (сил) общего назначения мирного  времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

 

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию  в рамках государственных мероприятий  по переводу страны на условия военного времени;

организация территориальной  обороны.

Обеспечение экономических  и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие  компоненты:

Обеспечение безопасности граждан  России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;

создание условий для  безопасности экономической деятельности Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;

защита национальных интересов  Российской Федерации в территориальных  водах, на континентальном шельфе и  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, а также  в Мировом океане;

проведение по решению  Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных  Сил Российской Федерации заданного  масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов  РФ;

организация и ведение  информационного противоборства.

Осуществление силовых операций мирного времени

Выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств, в соответствии с международными договорами или  иными межгосударственными соглашениями;

борьба с международным  терроризмом, борьба с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ  по сценариям поддержания мира или  принуждения к миру в составе  коалиций, созданных в рамках международных  организаций, в которых Россия состоит, или на временной основе;

обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном  или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями  высших органов государственной  власти;

защита Государственной  границы Российской Федерации в  воздушном пространстве и подводной  среде;

силовое обеспечение режима международных санкций, введенных  на основании решения СБ ООН;

предупреждение экологических  катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.

 

 

 

 

 

При определении места  и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно  учитывать основные тенденции, действующие  в современном мире:

1. Укрепление экономических  и политических позиций значительного  числа государств и их интеграционных  объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего  управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную  роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы.

2. Усиление стремления  к созданию системы международных  отношений, основанной на доминировании  в мире развитых западных стран  при лидерстве США, рассчитанной  на односторонние, прежде всего  военно-силовые, решения ключевых  проблем мировой политики в  обход норм международного права.

3. Возрастание конкурентной  борьбы в мире за перераспределение  и контроль над сырьевыми ресурсами  планеты, стремление ряда государств  усилить свое влияние на мировую  политику, в том числе путем  создания оружия массового уничтожения.

 Все эти процессы  не могут обойти стороной Россию - крупнейшую державу мира, всегда  игравшую огромную роль в мировой  политике. Этому способствует ее  политический, экономический, духовный  и военный потенциал.

 В политическом плане  Россия выступает державой с  многовекторными глобальными интересами  и общепризнанным международным  авторитетом. Являясь постоянным  членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных  международных организаций, она  активно участвует в развитии  и укреплении на демократической  основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

 Принципиальным показателем  положения России в мировом  сообществе остается состояние  и уровень ее отношений с  США как наиболее могущественным  государством мира. Трагические  события 11 сентября 2001 года сблизили  интересы двух стран, прежде  всего в сфере решения глобальных  проблем, борьбы с новыми вызовами  и угрозами национальной и  международной безопасности. В то  же время многие факты и  события международной политики  в наступившем тысячелетии свидетельствуют,  что в отличие от 90-х годов  XX века Россия не только не  следует в фарватере американской  политики, но и стремится отстаивать  свои интересы, выстраивать свою  линию поведения, которая, как  показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична  и продумана. Все это не исключает  столкновения интересов, противоборства  между двумя державами и свидетельствует  о росте мощи России и возрастании  проблем у США с установлением  однополярного мира.

 В своем стремлении  к многополярному миру Россия  не одинока и находит все  больше поддержки среди ведущих  стран Европы, что обусловило  одну из политических причин  усиления ее популярности в  европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в  различных европейских форумах  усиливает значимость всей Европы  в глобальных процессах.

 Параллельно с развитием  новых отношений со странами  Запада, Россия активизировала свои  отношения со странами Востока.  Наша страна стремится вернуть  себе былой авторитет и строить  взаимовыгодные отношения с крупнейшими  государствами этого региона.  В свою очередь, ряд наиболее  динамично развивающихся стран  Азии нуждаются в политической  и экономической поддержке России, что усиливает их международный  статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

 Россия как евразийская  держава объективно претендует  на важнейшее место геополитического  моста и роль активного игрока  и посредника в отношениях  между странами Запада и Востока.  Более того, в последние годы  характерной чертой активности  российской дипломатии стало  интенсивное развитие сотрудничества  со странами Азиатско-Тихоокеанского  региона, Персидского залива, Латинской  Америки, Южной Африки, традиционно  считавшихся сферой американских  интересов.

 Статус России в  мировом сообществе проявляется  также через ее место и роль  в СНГ. Став правопреемницей  бывшего Советского Союза, Россия  фактически возложила на себя  ответственность за будущее постсоветского  пространства, обеспечение стран  СНГ политической и экономической  поддержкой. Благодаря своему потенциалу  и авторитету, она стала консолидирующей  силой для большинства бывших  союзных республик, активно противодействуя  попыткам внутри и извне расколоть  Содружество. В сложнейших условиях  Россия не раз становилась  гарантом стабилизации обстановки  на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования  модели СНГ с конечной целью  создания оптимальной военно-политической  и экономической системы, которая  должна обеспечить эффективное  развитие каждого из ее участников.

 Политическая значимость  России подкреплена ее экономическим  потенциалом, что особенно важно  в условиях глобализации. Российские  просторы и природные богатства  всегда привлекали взоры многих  стран.

 Россия обладает огромным  природным потенциалом (около  15 -17% мировых запасов полезных  ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически  отводит ей значимое место  в развитии мировой экономики.  Она является одним из мировых  лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.

Информация о работе Вооруженные силы РФ