Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная СпАрт.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                           стр.

Введение.                                                                                                                                     3

1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,

оздоровления, рекреации и целостного развития личности.                                      4

   1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта.                                                 4

   1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ».                                           6

   1.3.Спартианец как новый культурный образец личности.                                          9

2.Цели и задачи спартианской технологии.                                                                     10

3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания.           12

   3.1.Спартианские игры.                                                                                                         12

       3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр.                         14

       3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников.                             16

   3.2.Спартианские клубы.                                                                                                      17

   3.3.Спартианское движение.                                                                                              19

4.Возможные направления и социальный эффект использования

спартианских средств.                                                                                                             20

5.Первые итоги и перспективы.                                                                                           23

Библиография                                                                                                                            30   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     Изменение социально-политических и экономических  условий развития России оказало  существенное воздействие на все  стороны общественной жизни, включая  сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая  нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые  физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены  были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций, кружков и клубов. Разрушенная инфраструктура физической культуры, ликвидация системы ДСО способствовали разрозненности физкультурно-спортивных клубов в стране. Серьезные изменения коснулись не только материальной базы и организационной структуры, но также идеологии спортивных клубов. Ряд форм клубной работы, использовавшиеся в советское время, перестал отвечать требованиям нового времени и либо утратил свое значение, либо прекратил свое существование. В связи с перестройкой всей системы физкультурно-спортивной работы возникает вопрос о новых задачах, формах и методах работы и физкультутно-спортивных клубов, как важном элементе этой системы.

   Один  из важнейших вопросов перестройки  системы клубной работы в рамках физкультурно-спортивного движения - поиск новых направлений этой работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих  перед физкультурно-спортивным движением  России в настоящее время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические предпосылки спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности
 

1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта

     В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они  связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать  на практике идеи гуманизма.

Эта идея является центральной и в процессе перестройки  всей системы образования, воспитания и организации досуга детей и  молодежи. Ставится задача повышения  гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности этой системы и ее отдельных  элементов.

В связи  с этим ученые и специалисты все  более склоняются к выводу о том, что физическое воспитание и физкультурно-спортивная работа с детьми и молодежью, являющиеся важной составной частью системы  их образования, воспитания, организации  досуга, должны быть перестроены на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизация в отношениях преподавателя с учениками; формирование у человека мотивации на разностороннее и гармоничное развитие.

     В соответствии с этими принципами важное значение придается переходу от такой системы физического  воспитания, которая ориентирована  на формирование у детей и молодежи лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, спортивного мастерства, к системе, дающей также серьезное  физкультурное образование, формирующей  потребность в активных занятиях физкультурой и спортом, в физическом и духовном самосовершенствовании  на основе этих занятий. При этом подчеркивается, что даже самый богатый запас  двигательных умений не вызывает автоматически  потребность в самостоятельных  занятиях, не обеспечивает верной оценки роли физкультурно-спортивной деятельности в жизни общества и развитии личности, ее культурного и воспитательного  потенциала, в удовлетворении потребностей в общении и эмоциональной  разрядке, в получении эстетического  удовлетворения, обеспечении творческой активности, здоровья.

Важное значение придается повышению уровня знаний детей и молодежи об Олимпийских  играх и олимпийском движении, об идеалах и ценностях олимпизма. В меньшей степени эта инновационная  деятельность затрагивает спорт.

     При организации спортивной работы с  детьми и молодежью обычно используется традиционная модель спорта (спортивных соревнований и подготовки к ним), которая, предполагая жесткую конкуренцию, соперничество спортсменов, изоляцию спорта от других видов творческой деятельности, в том числе искусства  и т.д., во многом является антигуманной. Она формирует у спортсменов  желание победить любой ценой (даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов), а также ориентацию на одностороннее развитие

Не случайно многие специалисты, ориентирующиеся  на принципы гуманистической педагогики, предлагают отказаться от использования  спорта, спортивных игр и соревнований в работе с детьми. Как известно, такую позицию занимал еще  Лесгафта. Его подход в этом вопросе  в суммарном виде сводится к следующим  основным положениям: "1) спорт, как  состязание двух сторон, всегда содействует  развитию чувства первенства; 2) детям  школьного... возраста не следует предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые связаны с  развитием стремления к первенству; 3) спорт с соревнованием не должен быть допущен в школьном...возрасте ребенка. Исходя из этих положений, Лесгафт  неоднократно обращал внимание на то, что при организации игр детей  и подростков необходимо, "чтобы  устанавливаемые правила ни в  каком случае не допускали какого-либо соревнования, поощрения или наказания". Он считал, что "в играх должно исключаться всякое состязание между  занимающимися, точно так же, как  и отличия и преследования, так  как действительно образованные молодые люди должны побуждаться  к деятельности не личной выгодой  или боязнью преследования, а  искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе".  По мнению Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения "ни в каком случае не могут являться в виде состязания".

     Сходную позицию в оценке детского спорта занимают и некоторые современные  специалисты.

     Анализ  существующей системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи выявляет и такой  существенный недостаток этой системы, что в ней, как правило, отсутствует  гармоничное сочетание, взаимодополнение спорта и искусства, когда они используются для решения тех или иных социально-культурных, воспитательных, педагогических задач. Формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, до сих пор предполагают активное включение ребенка либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, техническое творчество и т.д.

Вследствие  этого юные спортсмены, активно и  регулярно занимающиеся спортом, чаще всего не проявляют особого интереса к искусству, к эстетическим и  художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. С другой стороны, лица, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к занятиям физическими упражнениями. Этот вывод подтверждают результаты ряда социологических и педагогических исследований .

     Отмеченная  выше разобщенность спорта с искусством и другими видами творческой деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей и  молодежи приводит к тому, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между  духовным и физическим развитием  человека. Однобокое увлечение искусством или какими-то другими видами духовной деятельности, как правило, влечет за собой ухудшение физического  состояния, а порой и здоровья человека, а спортом - к обеднению  его духовного мира. Тем самым  не реализуется один из основных идеалов  гуманистической педагогики - идеал  разносторонне и гармоничной  развитой личности, восходящий к древнегреческому идеалу калокагатии: гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств.  

    1. Главная идея и основной замысел  проекта «СПАРТ»

     По инициативе ведущих ученых в области физической культуры и спорта нашей страны в 90-е гг. начинает разрабатываться и функционировать ряд новых оригинальных проектов, направленных на внедрение физической культуры в повседневную жизнь россиян.

В 1990 - 1991 гг. разрабатываются  основные принципиальные положения "спартианскои" программы гуманизации  современного спорта в рамках проекта  под названием "СпАрт".

С 1991 г. началась практическая реализация указанного проекта, которая продолжается и  в настоящее время. Автором и  руководителем этого проекта  является профессор РГАФК В.И. Столяров. В разработке программ и ее реализации принимает участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников физической культуры.

     Название   «СПАРТ» (SpArt не связано с древнегреческим городом Спарта. Оно придумано автором проекта и расшифровывается двояко: 1) как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Союз Поклонников АктивногоРазностороннего Творчества»;

2) как аббревиатура  из слогов трех английских  слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.

В этом названии проекта  отражена его главная  идея и основной замысел: поиск новых  путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции спорта с искусством.

     Системообразующая идея проекта – инновационные  формы интеграции спорта и искусства, основанные на принципах гуманизма, духовности, нравственности и предназначенные для людей разного возраста, пола, уровня духовного и физического развития, разных профессий. Цель этой интеграции – целостное (гармоничное и всестороннее) развитие личности, преодоление разрыва между физическим и духовным развитием человека. В связи с этим важное значение в проекте придается повышению интереса детей и молодежи к спорту и искусству, приобщению спортсменов к миру искусства, а тех, кто увлечен искусством, – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства.

     В спартианском движении нет ограничения  для участников: это могут быть и дети и взрослые с ограниченными  физическими возможностями, и мамы, папы, бабушки, дедушки, и дошкольники. Потому что цель спартианства не победа любой ценой и результаты на пределе возможностей, а самораскрытие, реализация талантов и способностей каждого человека.  

Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств