Военно-физическое воспитание Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.
Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.
И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.

Содержание

Введение…………………………………………………...………….…….. …стр. 3
1. Цель, задачи и система военно-физического воспитания в Спарте………………………………………………………………..………….стр. 4
2. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте……….…стр. 4
2.1. Воспитание в семье …………………………………...……………стр. 4-5
2.2. Период государственного образовании………………………..…….стр. 5
2.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………...……стр. 5-9
2.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.………………………………………………………………..……стр. 9-10
3. Образование в Спарте ………………...…………………...……………стр. 10
3.1. Довоинское обучение в Спарте……...……………………...……стр. 10-12
4. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания………………………...…………………….стр. 12
4.1. Философские взгляды Платона………………..…………….…..стр. 12-14
4.2. Философские взгляды Аристотеля………………………………стр. 14-15
Заключение……………………………………………..…………………..стр. 15-17
Выводы……………………………………………………..………………стр. 17-19
Список литературы………………………………….......…………………….стр. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Военно-физическое воспитание в Спарте.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

 Только  в 30 лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

 В  возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной  акцент при этом делался именно  на развитие физической силы  человека. Однако, выдвинув на первый  план заботу о теле, спартанцы  игнорировали многие науки, что  дало возможность некоторым философам  называть их «абсолютно безграмотными»  людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

 

 

3. ОБРАЗОВАНИЕ В СПАРТЕ

 

3.1 ДОВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ  В СПАРТЕ

Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» [2;43],— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.

Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» [5;117]. Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.

Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» [5;119].

Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.

 

         

              

4.  ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ О ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ КАК О ГЛАВНОМ АСПЕКТЕ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность, которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического воспитания, к его нормам и целям.

Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся на их работах.

 

4.1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА.

Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”7 Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.

Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что  “развитие души”  играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.”8  И поэтому Платон провозглашает: “Основное начало...-движение.”9 Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.”10 Эту золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”11

Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет  “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться  обращеннию с оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободорожденным людям,”12-   так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей филосов, указывая на то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.

У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой цели.”13

С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного философа,”14 которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый  дух.

Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.

 

4.2. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ.

Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказано выше, - Аристотель - в противоположность Платону придает физическому воспитанию колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должна предшествовать заботе о душе,”15- говорит он и в то же время резко осуждает спартанскую воспитательную практику, поскольку спартанцы “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных; поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества. Однако, как  на это часто было указано, не следует обращать все свои заботына одну цель...”16 Спартанское правительство действовало вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.

В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел стремление к  “золотой середине.” С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные...а обладание серединой благосклонно.”17

Резкой критике подвергает философ как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,”18 в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений путем захвата соседних территорий.

Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческих философов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом не были согласны со спартанским максимализмом относительно физического воспитания и столь большой концентрацией внимания на военных нуждах государства в ущерб эстетическому развитию народа. Однако оба философа поддерживают некоторые отдельные идеи, признавая их эффективными и актуальными для своей эпохи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как коренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с тем, что обостренная классовая борьба не затихала  в течение нескольких веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечи педагогов.

В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам. Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три периода.

На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью,  а также  юных спартиатов учили выживать в суровых  природных условиях. Для этих целей использовались разнообразные  методы.  Так, например, для воспитания мужества широко  применялись жестокие публичные наказания и  показательные бои без использования  оружия, право на  ношение которого  необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юноша впервые принимал  участие в “войне” с рабами,  таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это  время уделялось  также  развитию логической и краткой  речи у детей как необходимого качества будущего воина.

Второй этап государственного спартанского образования  (15-20 лет) был менее  интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесь уделялось закреплению уже полученных  навыков  и умений.  Выйдя  из  под опеки  учителей, спартиаты должны были доказать  свое право  быть гражданином, принимая  участие в  настоящих сражениях и боях. В это  время  юноши  овладевают азами  грамоты  и  занимаются  музыкой, которая также находиться в подчинении военной идеологии.

Третий этап  (21-30 лет)  напрямую  связан с получением всех социальных и  гражданских  прав, вхождением в политическую жизнь общины и получением разрешения принимать участие в общественных трапезах.

Таким  образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физических способностей в ущерб эстетической качеств души человека.

Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждают спартанский максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенно относительно того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию для большего укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитании тела видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для оборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа поддерживают некоторые воспитательные методы спартанцев.

Информация о работе Военно-физическое воспитание Спарты