Военно-физическое воспитание Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.
Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.
И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.

Содержание

Введение…………………………………………………...………….…….. …стр. 3
1. Цель, задачи и система военно-физического воспитания в Спарте………………………………………………………………..………….стр. 4
2. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте……….…стр. 4
2.1. Воспитание в семье …………………………………...……………стр. 4-5
2.2. Период государственного образовании………………………..…….стр. 5
2.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………...……стр. 5-9
2.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.………………………………………………………………..……стр. 9-10
3. Образование в Спарте ………………...…………………...……………стр. 10
3.1. Довоинское обучение в Спарте……...……………………...……стр. 10-12
4. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания………………………...…………………….стр. 12
4.1. Философские взгляды Платона………………..…………….…..стр. 12-14
4.2. Философские взгляды Аристотеля………………………………стр. 14-15
Заключение……………………………………………..…………………..стр. 15-17
Выводы……………………………………………………..………………стр. 17-19
Список литературы………………………………….......…………………….стр. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Военно-физическое воспитание в Спарте.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

 


 

 

                   Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Институт непрерывного педагогического образования

Факультет педагогического образования, искусств и технологий

Кафедра теории и методики физического воспитания


 

 

 

 

 

 

Малинин Борис Николаевич

студент группы 3211

 

 

 

Военно-физическое воспитание Спарты.

Реферат по дисциплине: ИФК.

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Кулебина А.Г.

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

 

                                                             2014г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………...………….…….. …стр. 3

1.      Цель, задачи и система военно-физического воспитания в Спарте………………………………………………………………..………….стр. 4

2.      Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте……….…стр. 4

     2.1.   Воспитание в семье …………………………………...……………стр. 4-5

     2.2.  Период  государственного образовании………………………..…….стр. 5

2.2.1.   Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………...……стр. 5-9

2.2.2.    Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.………………………………………………………………..……стр. 9-10

3.   Образование в Спарте ………………...…………………...……………стр. 10

     3.1.  Довоинское обучение в Спарте……...……………………...……стр. 10-12

4.  Философы Древней  Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания………………………...…………………….стр. 12

     4.1.   Философские взгляды Платона………………..…………….…..стр. 12-14

    4.2.   Философские взгляды Аристотеля………………………………стр. 14-15

Заключение……………………………………………..…………………..стр. 15-17

Выводы……………………………………………………..………………стр. 17-19

Список литературы………………………………….......…………………….стр. 20 
ВВЕДЕНИЕ

 

Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.

Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.

И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.

Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и радостными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах.

В бою спартанцы никогда не отступали и не сдавались. В случае поражения спартанские воины обычно погибали на месте все до одного. Однако поражения у них случались очень редко. Спартанская армия заслуженно считалась в Греции непобедимой.

В отличие от других греков, спартанцы не любили путешествовать, не интересовались чужими порядками и нравами и неохотно принимали чужеземных гостей у себя дома. Своих писателей и историков у спартанцев долгое время не было, а чужим жить и работать в Спарте было очень трудно. Поэтому многое в жизни спартанцев и древним, и современным историкам представляется таинственным и загадочным.

 

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ.

 

Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства.

В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов:  «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели»1. Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания  видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. 

В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.

Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы проведения подобной политики.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ В СПАРТЕ.

 

2.1 ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. 

Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.

Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

 

2.2 ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.    

Существовавшая в  Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

 

2.2.1. ВОСПИТАНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 15 ЛЕТ.   

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего  воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

В 7 лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели  использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей.

Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание,  и забота об этом воспитании должна быть  общим, а не частным делом...Что имеет  общий интерес, тем и заниматься следует совместно.»2 А поэтому, на состязания, проводимые в гимназиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков»3. На этом основании каждый старик мог поощрить или  наказать любого из детей. Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим  присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.

По мере того, как мальчики подрастали, их  воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой;  летом и зимой  они носили  одну и ту же  одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах»4, которые приносили себе сами с берегов  Еврота, ломая его там руками.

По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных  экзаменов, для того, чтобы перейти в  следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все:  начиная от  царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение,  основной целью  которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики  дрались ногами, руками,  грызлись   зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили  к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.

В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»5 Возможно,  сечение  у алтаря - это эффективный способ  развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.

 В  возрасте 15 лет юноши вступали  в так называемый “испытательный год» своей  военной подготовки.   Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они  награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано  и хождение зимой босиком,  спанье без постелей,  обслуживание самого  себя без  помощи слуг, скитание ночью и  днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»6 А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались  доблестью и  благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни  невинных рабов, повсюду царил  террор, который полностью поддерживался  законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было  физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.

Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

 

 

2.2.2. ВОСПИТАНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 20 ЛЕТ; ОТ 21 ДО 30 ЛЕТ.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий.

Информация о работе Военно-физическое воспитание Спарты