Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 01:44, реферат

Краткое описание

Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.
Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
1. Двигательная активность в современном обществе....................................... 4
2. Влияние физических движений на организм....................................................5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности................. 6
4. Использование физических упражнений как средства активного отдыха ...8
5. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов .................................................................................................................9
6. Динамические упражнения ..............................................................................11
Заключение ............................................................................................................12
Литература ............................................................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

влияние физических упражнений на умственную работоспособность.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т. е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. 
 
Проводиться она должна в хо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. 
 
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5- 9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. 
 
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. 
 
В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные движением (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т. п.) или упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. 
При продолжительной напряженной умственной работе через каждые 30-60 мин. рекомендуется использовать такие упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. 
6.Динамические  упражнения. 
 
Выполнение динамических упражнений, таких как бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и значительно усиливает кровообращение. 
 
При выполнении мышечной работы сердце оказывается вынужденным выбрасывать в сосудистую магистраль во много раз больше крови, чем в спокойном состоянии. В центральных кровеносных сосудах повышается давление, которое способствует значительному увеличению скорости движения крови по всему организму. 
 
Работы ученых последних лет показали, что при физической деятельности интенсивность кровообращения в мышцах увеличивается в несколько раз, а в головном мозге - лишь на несколько процентов.

В здоровом организме исключена опасность переполнения кровью головного мозга. Этому способствует надежная система защиты, которая пропускает к нервным клеткам такое количество крови, которое необходимо для их нормальной работы. 
 
Таким образом, влияние на мозг интенсивной физической работы проявляется в активизации функций соответствующих защитных систем, что является важнейшим условием для их тренировки и повышения работоспособности. Особая ценность таких динамических упражнений, как бег, ходьба на лыжах, передвижение с рюкзаком и т. п. заключается в их разнообразии. Они способствуют расширению спектра действий защитно-приспособительных аппаратов головного мозга. 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Итак, физическая культура в вузах представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. 
 
В настоящее время общепризнанны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. 
 
Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов. 
 
Изучив теоретическую литературу по интересующей нас проблеме, мы пришли к следующим выводам: 
 
Регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде. 
 
Даже несложные приемы самоконтроля перед началом регулярных занятий физкультурой и спортом позволяют выявить степень адаптации организма к физическим нагрузкам. 
 
Представления о природе здоровья - это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье – отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом – здоровье как сохраняющийся баланс, как "инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем", где важной является психическая, ментальная составляющая. 
 

 

 

Список литературы: 
 
Булич Е. В. "Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов." Ученые записки - СГУ, 2007. 
 
Виленский В. И. "Физическая культура студента." - М: Гардарики, 2001. 
 
Кабачков В. А., Полиевский С. А. "Профессиональная направленность физического воспитания в вузах." - М: Высшая школа, 2001. 
 
Каган В. Е." Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? Вопросы психологии." 1993. № 1. С. 86-88. 
 
Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. 
 
Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. "Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины." М.: Медицина. 1996. 
 
Сиерес Д., Гавидия В. "О различных подходах к понятию "здоровье" // Школа здоровья." 1998. Т.5 №1. С. 7-16.сстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

 

 

 


Информация о работе Влияние физических упражнений на умственную работоспособность