Влияние физических упражнений на работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Содержание

Введение

1. Физическая работоспособность

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

4.2 "Малые формы" физической культуры

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Вывод

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при  неправильно поставленном учебно-тренировочном  процессе, при нагрузках превышающих  возможности организма может  возникнуть ряд состояний, таких  как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение - это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

- растет частота пульса;

- нарастает кровяное  артериальное давление;

-ухудшается легочная  вентиляция, возрастает кислородный  долг.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно  эффективное влияние на факторы  работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности  в течение учебного дня целесообразно  использовать так называемые формы  физического воспитания -физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

Улучшение функционального  состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и  продуктивность труда, - одно из главных  направлений физической культуры в  системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека - снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда  и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим  процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

Физические упражнения оказывают на работоспособность  человека либо непосредственное воздействие  сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в  котором проявляется суммарное  влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования

Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными  и возможными профессиональными  заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие  оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а  при определенных условиях влиять отрицательно. Тренироваться способны все без исключения органы и ткани нашего организма. ЦНС всегда какой-то своей частью включается в процесс тренировки любой функции. Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, детренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности  студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без "штурма" в  период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

- постоянное поддержание  эмоции интереса;

- совершенствование  межличностных отношений студентов  между собой и преподавателями  вуза, воспитание чувств;

- организацию рационального  режима труда, питания, сна  и отдыха;

- отказ от вредных  привычек: употребления алкоголя  и наркотиков, курения и токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное поддержание организма  в состоянии оптимальной физической  тренированности;

- обучение студентов  методам самоконтроля за состоянием  организма с целью выявления  отклонений от нормы и своевременной  корректировки и устранения этих  отклонений средствами профилактики.

4.1 Использование физических упражнений  как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный  и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой  других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и  в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и  по его окончании оказывают высокий  эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее  эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий  мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное  влияние на состояние мышечной, дыхательной  и сердечно - сосудистой систем, активизирует сенсо - моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов

4.2 "Малые формы" физической культуры

К "малым формам" физической культуры относят:

- утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза,

-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная  водными процедурами,- эффективное  средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после  второй пары учебных часов умственная работоспособность человека начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность  восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются  так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие  в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной  паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности  на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной  напряженной умственной работе рекомендуется  через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование "малых  форм" физической культуры в учебном  труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без  перегрузки и переутомления, в сочетании  с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности  студентов. Обеспечение данной функции  физического воспитания является одной  из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности  в течение рабочего дня характеризуется  тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные материалы  свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности  и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18 - 20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности  до конца учебно-трудового дня, включая  время самоподготовки. В течение  учебной недели положительное воздействие  таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после  чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень  умственной работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень  возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов  проведения занятий в зачетный и  экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное  воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия  проводятся раз в неделю после  сдачи экзаменов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два  занятия в неделю по 45 мин. со  следующей структурой: упражнения  на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два  занятия в неделю по 45 мин. по  возможности после экзамена. Их  содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.

Занятия дополняются  ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные  занятия по 60-70 мин. Умеренной  интенсивности, в содержание которых  включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается  комплексной организацией ЗОЖ  студентов в экзаменационный  период. Его содержание охватывает  четкую регламентацию сна, питания,  самоподготовки, пребывания на свежем  воздухе не менее 2 часов в  день. Физическая активность определяется  выполнением 15-20 - минутной зарядки  на воздухе, физкультурными паузами  после 1,5-2 ч. умственного труда,  прогулками на свежем воздухе  по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного  труда в первой половине дня  и после 3,5-4 часов умственных  занятий - во второй. По желанию  студентов вторая прогулка может  заменяться играми с мячом.

Информация о работе Влияние физических упражнений на работоспособность