Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

Помимо рассмотренных методов в плавании широко используются также индивидуальный и игровой методы проведения занятий.

Практические методы спортивной тренировки. В процессе спортивной тренировки используются две группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, половым и возрастным особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

Для подготовки и проведения занятий по плаванию необходимо иметь программу, поурочный план, график, конспект урока и расписание занятий. Вся эта учебная документация составляется так же, как и для других уроков физического воспитания.

Эффективность проведения урока преподавателем зависит от глубины его знаний, тщательности подготовки к уроку и творческого подхода [5].

Таким образом, к особенностям организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста можно отнести следующие моменты: организация занятий плаванием начинается с комплектования групп, при этом чем выше спортивная квалификация пловцов, тем меньше должна быть группа, в соответствии с методикой физического воспитания организация деятельности занимающихся в процессе построения занятия должна иметь три последовательные части: подготовительную, основную и заключительную, подготовительная часть занятий в плавании выходит за рамки урока. Характерная особенность занятия по плаванию — выделение частей его, проводимых на суше, и частей, проводимых в воде.

 

Вывод по III главе.

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.

К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.

Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал

Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.

Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.

Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.

При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.

Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

 

Выводы

1. Подростковый возраст – это период полового дозревания, которое заканчивается половой зрелостью.  Он является критическим периодом в развитии человека. Процесс полового дозревания сопровождается неодновременным формированием отдельных систем и органов подростка. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития ребенка, который нуждается в новых и эффективных методах воспитания и учебы. Так как в этом возрасте у детей 13 – 14 лет происходит завершающая стадия процесса формирования нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, завершаются основные процессы формирования скелетно-мышечного аппарата, необходимо профессионально грамотно построить процесс физического воспитания, для того, чтобы помочь завершающей стадии формирования подросткового организма.

2. В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.

Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

В результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.

Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.

При плавании дети находятся в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у других спортивных специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность ребенка.

Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания дети легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

 

Список использованных источников

  1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. - Ростов-на-Дону, 2000г. – 210 с.
  2. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген.— М.: Физкультура и спорт, 1985г. — 192 с.
  3. Булгакова, Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова. - М.: Просвещение, 1974г. - С.5-13.
  4. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физическая культура и спорт, 1962г. - С. 84-88.
  5. Булгакова, Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора / Н.Ж. Булгакова. - М.: Просвещение, 1971г. – С. 74-83.
  6. Бутович, Н.А. Плавание: Учебное пособие / Н.А. Бутович. - М.: Физкультура и спорт, 1962г.- С. 12-14,83-85.
  7. Вайцеховский, С.М. Физическая подготовка пловца / С.М. Вайцеховский. - 2-ое издание, переработ. - М.: Физкультура и спорт, 1976г. - С. 11-19.
  8. Васильева, В.В. Физиология человека: Учебник для техникумов физической культуры / В.В. Васильева. - М.: Физкультура и спорт, 1984г. - С. 126-127,139-148, 254-260.
  9. Влияние двигательной активности на физическое состояние школьников (С.Ф. Сурганова, Н.П. Базеко, Г.Ф. Беренштейн и др.) //Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов: Сборник научных трудов. - Смоленск, 1989г. - С. 46-50.
  10. Волков, Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников / Л.В. Волков. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.
  11. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.
  12. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания / И.Л. Ганчар. Учеб. - Мн.: Четыре четверти; Экоперспектива, 1998г. - С. 34-42,45-59.
  13. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. - М.: Физическая культура и спорт, 1988г. - стр. 192.
  14. Гужаловский, А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников / А.Ф. Гужаловский.— Минск: Нар. освiта, 1978.—88 с.
  15. Дворецкий, Л.К. Программа занятий в кружке «оздоровительное плавание». - Мн.: 1997г. - С. 5-8.
  16. Дембо, А.Г. Спортивная медицина: Учебник для студентов институтов физической культуры / А.Г. Дембо. - М.: Физическая культура и спорт, 1975г. - стр. 368.
  17. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998г. - С. 118-119.
  18. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Ю.А. Ермолаев. - М.: 1985г. - С. 34-35.
  19. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970.—148 с.
  20. Зациорский, В.М. Биомеханика плавания: Зарубежные исследования (Перевод с английского под редакцией В.М. Зациорского). - М.: Физкультура и спорт, 1981г.- С. 21-23, 102-105.
  21. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Литвинова Н.А. - М.: Владос,2000г. - стр. 192.
  22. Каунсилмен, Д. Наука о плавании (сокращенный перевод с английского Э.А. Голубевой). - М.: Физкультура и спорт, 1972г. - С. 7-9, 214-215.
  23. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания том 1/ Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  24. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.
  25. Магросян, А.А. Физиология / А.А. Магросян. - М.: Медицина, 1969г. - стр. 392.
  26. Макаренко, Л.П. Подготовка юных пловцов / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1974г.- С. 83-89.
  27. Макаренок, Л.П. Юный пловец: Учебное пособие для тренеров ДЮСШ / Л.П. Макаренок.- М.: Физкультура и спорт,1983г. - С. 54-57, 89-91.
  28. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры / Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1990г. - стр. 542.
  30. Матюшонок, М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие для педагогических институтов / М.Т. Матюшонок. - Мн.: 190г. - С. 36-39.
  31. Мотылянской, Р.Е. Плавание - спорт юных: Педагогические и врачебные исследования / Р.Е. Мотылянской. - М.: Физкультура и спорт, 1976г. - С. 95-104.
  32. Тихвинского, С.Б. Детская спортивная медицина / С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева). - М.: 1991г. - С. 13-19.
  33. Трисман, В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровня здоровья человека / В.Г. Трисман. - ОГИ ФК - Омск, 1994г. - стр.142.
  34. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры: Методические рекомендации в помощь учителю и родителям // Витебская обл. институт усовершенствования учителей. - Витебск, 1993г. - стр. 10.
  35. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.Н. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980.—255 с.
  36. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П.Фомин. - М.: 1972г.- С. 72-75.
  37. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физическая культура и спорт, 1991г. - С. 28-31.
  38. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова. - М.:, 1990г. - С. 234-243.
  39. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для небиологических специальных педагогических институтов / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978г.- С. 287.

Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет