Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

Имеется еще целый ряд мнений специалистов области физического воспитания по поводу возрастных особенностей развития силовых способностей. Приведем еще одно из них, мнение Б.А. Ашмарина, заключающееся в следующем - биологическое созревание организма школьников обусловливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп не равномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно, особенно с 10 лет у мальчиков и с 9 лет у девочек, повышаются показатели силы разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и ,наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. Сопоставление силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет сказать о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величин взрослого человека [24].

В период полового созревания у подростков отмечается  высокий темп развития дыхательной системы. Половые различия типа дыхания начинают выявляться с  возраста 7-8 лет  и полностью формируется к 14 – 17  годам: у девушек формируется грудной, а у юношей – брюшной тип дыхания. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков -  с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет) [30]

В подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Поэтому, школьники в этом возрасте особенно нуждаются в индивидуальном подходе к выбору объема, интенсивности и преимущественной направленности физических нагрузок, используемых для улучшения функционального состояния и укрепления здоровья данного возрастного контингента [28].

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности подростков и их функционального состояния [23].

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.) [33].

Отмечено также, что в возрасте 11-12 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность) [37].

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями [19].

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости [14].

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 14-15 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела) [10].

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений [33].

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте [36].

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков - следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма [35].

Таким образом, развитие двигательных качеств во многом определяется функциональным созреванием таких физиологических систем организма, как дыхательная система  и кровообращения, энергетического обеспечения мышечной работы и некоторых других функций организма.

 

 

Вывод по I главе.

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета.

Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Интенсивно растет сердце. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется склонность к самоанализу. Впервые становится возможным самовоспитание. Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

 

Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста.

2.1.Характеристика понятия физическое состояние.

На сегодняшний день, исходя из структуры системы индивидуальной трудовой готовности человека к профессиональной деятельности, под понятием «физическая готовность» подразумевается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности. Таким образом, давая определение физической готовности, мы тем самым увязываем друг с другом все три её составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Однако, зная, что для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный коэффициент отношений составляющих как системы «физическая готовность».

Таким образом, современные требования к физическому состоянию наших граждан (потребность общества в оптимизации их физического состояния) являются основным фактором - создания доктрины физического совершенствования всего населения нашей страны. В свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержание и восстановления физической готовности людей к различным видам деятельности выступают главным фактором общей теории физической культуры [9].

Функциональная подготовленность спортсменов в современном понимании может рассматриваться как интегральная характеристика функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают эффективность соревновательной деятельности. Другими словами, она отражает функциональные возможности организма применительно к условиям соревновательной деятельности [35].

Сущность процесса развития функциональных возможностей организма в процессе напряженных тренировочных нагрузок и новые возможности контроля и коррекции этого процесса могут быть  выяснены лишь на основе углубления понимания механизмов управления функциями, их нейрогуморальной регуляции.

Функциональные реакции по обеспечению гомеостаза при физической нагрузке будут эффективными  в том случае, если выполняются три основных условия: реакция должна возникнуть в определенное время, иметь соответствующую величину и скорость [28].

Физическое состояние – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для определенного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обуславливают эффективность соревновательной деятельности [11].

В последнее время наряду с термином "физическая работоспособность" широко пользуются понятием "физическое состояние" (ФС). Применительно к категории физически неактивных групп "физическое состояние" отдельными авторами отождествляется с уровнем развития максимальных возможностей человека, служащих количественной мерой так называемого динамического здоровья. Такая трактовка "физического состояния" обусловила выбор МПК (максимальное потребление кислорода) как наиболее объективного показателя его оценки  и создание аэробических программ физической подготовки в целях повышения аэробных возможностей организма, которые рассматриваются как главная физиологическая предпосылка расширения резервов сердечно-сосудистой системы. В этой связи программы физической тренировки, повышающие аэробные резервы организма, получили широкое применение в мероприятиях по первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний [19].

В противоположность выше приведённому пониманию термина "физическое состояние", существует и другая точка зрения, согласно которой ФС определяется не одним каким-либо показателем, а совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность [24]. Понятие "физическое состояние" равнозначно термину "физическая кондиция", который нередко используется зарубежными авторами.

Для решения вопроса о ведущих факторах, определяющих структуру физического состояния, отбора информативных критериев его оценки, разработки градаций физического состояния и эффективных тренировочных программ учёными был осуществлён  многофакторный корреляционный и регрессионный анализ, в котором использованы морфофункциональные показатели, предположительно характеризующие разные стороны физического состояния. Многомерному статистическому исследованию подвергнуты параметры, отражающие физическое развитие, физическую подготовленность, функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, общепринятые тесты для оценки ФС (тест Купера, PWC170) [17].

Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет