Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

1. Состояние «гидроневесомости», которое приводит к расширению полостей сердца, облегчению питания миокарда, снижению ЧСС и т.д.

2. Горизонтальное положение  тела, способствующее улучшению  венозного оттока и перераспределению  крови внутри сосудистого русла.

3. Отсутствие статических  напряжений, массирующее действие  потока воды. Благодаря этому  фактору происходит дополнительный  приток крови к внутренним  органам, в том числе и к  сердечной мышце, из сосудов кожных  покровов [3].

В плавании, при правильной организации учебно-тренировочного процесса, наблюдается увеличение нормотонических реакций, со стороны сердечнососудистой системы. При выполнении физических нагрузок отсутствие электрокардиографических и рентгенографических признаков острого и хронического перенапряжений сердца свидетельствует о положительном влиянии физических нагрузок при обучении и тренировке в плавании [27].

Увеличение частоты некоторых форм заболеваний у детей связывается специалистами с общей тенденцией к акселерации, характерной для последних десятилетий. Так, например, обнаружена большая распространенность аллергических и воспалительных заболеваний: они чаще страдают катарами верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой и др. С ускорением темпов полового развития связывают также учащение случаев нарушения сосудистого тонуса у подростков и юношей, что сопровождается повышением артериального давления или его понижением, развитием вегетативно-сосудистой дистонии [16].

При анализе результатов врачебных обследований юных пловцов нами лишь в небольшом проценте случаев выявлены заболевания, при которых занятия спортом противопоказаны. Так, лишь в 5% случаев были диагностированы отклонения в состоянии сердечно - сосудистой системы, в 3% - заболевания желудочно-кишечного тракта, в 6% - остаточные явления повреждений опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем в 38,8% случаев была выявлена хроническая патология дыхательных путей и органа слуха. Распространенность этих заболеваний у юных пловцов несколько меньше, чем у не занимающихся спортом, хотя условия внешней среды, в которых проходят тренировки, располагают к заболеванию верхних дыхательных путей и органа слуха (водная среда, влияние обеззараживающих средств на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, колебания температуры в бассейне и др.) [13]/

Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегуляцию организма ребенка. Проведение занятий по плаванию в воде с температурой 26-28°С ведет к увеличению обмена веществ, выработке адекватной реакции организма на повышенную теплоотдачу. Это особенно полезно для улучшения защитных сил организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Органы выделения ребенка, пребывающего в воде, функционируют с большей нагрузкой, чем на суше, что ведет к увеличению и улучшению дренажной функции почек [16].

Особенно выражено положительное влияние водной среды на функцию органов дыхания. Механическое воздействие, а также разность давления воды на верхнюю и нижнюю части тела приводит к значительному увеличению силы дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, ЖЕЛ и т.д. Отмечается, что прирост ЖЕЛ у детей занимающихся плаванием 1 год, на 100-120% больше, чем у детей того же возраста, но плаванием не занимающихся [21].

Установлено, что правильно организованный процесс обучения и тренировки в плавании способствует формированию сильного типа нервной деятельности. Улучшается реакция, память, внимание, повышается эмоциональный фон.

Плавание благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, особенно на формирование осанки. Благодаря отсутствию статических напряжений, горизонтальному положению тела, симметричной работе мышц правой и левой половины тела формируется правильный изгиб позвоночного столба [3].

Достоверно установлено, что в результате занятий плаванием, у детей снижается заболеваемость простудными и инфекционными заболеваниями, при этом заметно улучшается иммунитет.

Организм ребенка постоянно растет, развивается и совершенствуется. По мнению П.Н. Башкирова и Г.П. Сальниковой данные о физическом развитии несут информацию не только об анатомическом профиле ребенка, но также и о степени морфофункционального развития всего организма в целом. Это позволяет судить об адекватности физических нагрузок.

Данные научных исследований свидетельствуют, что по окончании 1-го года обучения плаванию, происходит улучшение физического развития детей, причем существенно возрастает количество детей с физическим развитием выше среднего.

По сравнению с детьми, не занимающимися плаванием, у юных пловцов достоверно улучшаются не только силовые и функциональные показатели, но и происходит положительное изменение морфологических показателей.

Согласно многочисленным исследованиям по тотальным размерам пловцы обоего пола превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом. Следует отметить, что в возрасте 11-13 лет большая разница показателей длины, массы тела и периметра груди наблюдается у девочек, в то время как с 14 лет более ярко выражены различия у мальчиков.

Это связано с более поздним вступлением мальчиков в пубертатный период по сравнению с девочками.

Абсолютные показатели физического развития в двигательной подготовленности у пловцов в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно выше, чем у школьников не занимающихся спортом, что объясняется влиянием многолетних занятий плаванием.

Возрастная динамика развития соматических и функциональных показателей у пловцов и школьников не занимающихся спортом имеет достоверные различия. У спортсменов обоего пола величины годовых приростов больше, а возрастные зоны наибольших темпов прироста на 1 год позже, чем у школьников не занимающихся спортом [31].

Таким образом, плавание характеризуется следующими основными признаками: тело находится почти в невесомом состоянии, горизонтальное положение способствует нормальному кровообращению, термическое свойство воды имеет закаливающий фактор, вода оказывает массирующее действие на тело человека, стимулируется выдох, но в какой-то мере затрудняет вдох, развивает дыхательную мускулатуру. Поэтому плавание по своим динамическим характеристикам является одним из доступных средств физического воспитания занимающихся различного возраста и подготовленности.

 

 

3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста.

Организация занятий по плаванию включает выбор и подготовку места для занятий, обеспечение безопасности занимающихся, построение занятий и руководство группой.

Место для занятий должно соответствовать рассмотренным выше требованиям. Если оно не отвечает нормам безопасности и гигиены, то занятия по плаванию в таком месте проводить нельзя.

Каждое занятие по плаванию должно проводиться на основе определенных программ и решать конкретные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Качество его проведения зависит от соответствия формы занятия его содержанию. В связи с этим большое значение имеет построение занятия. Правильная его организация обеспечивает достижение поставленной цели и является основой предотвращения несчастных случаев [3].

Занятия по плаванию могут проводиться в форме массовых купаний и развлечений на воде и в форме различных по типу уроков: учебных, игровых, учебно-тренировочных, тренировочных и контрольных.

Организация занятий плаванием начинается с комплектования групп.

В условиях бассейна один преподаватель может проводить занятие с группой из 10—15 человек, а в условиях природного водоема — с группой из 8—10 человек. При этом чем выше спортивная квалификация пловцов, тем меньше должна быть группа. Если с группой работает несколько преподавателей (один из них обязательно должен быть ведущим) или если преподавателю помогают помощники, подготовленные из числа пловцов, то количество занимающихся в ней может быть 25 и более человек. Проведение занятий одним человеком в нескольких группах одновременно недопустимо даже при очень хорошей организации занимающихся [4].

При организации занятий плаванием необходимо соблюдать учебные нормы количества пловцов для различных бассейнов. Так, в бассейне длиной 50 м должно плавать на одной дорожке не более 10 человек, а в бассейне длиной 25 м — не более 6 человек. Количество занимающихся в других бассейнах определяется в зависимости от их размеров и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами [6].

При организации занимающихся плаванием необходимо прежде всего учитывать, что возможности ориентировки человека в воде значительно хуже, чем на суше. Обучаемые плохо различают направление своего движения в воде, а также не всегда видят и слышат преподавателя. У занимающихся плаванием может ухудшаться восприятие, что мешает понимать указания преподавателя. У начинающих это может быть в связи с возникающим в воде эмоциональным возбуждением, а у спортсменов — в связи с утомлением, монотонностью движений и однообразием внешних раздражителей. Поэтому в занятиях по плаванию обычно предусматривается предварительное объяснение и выполнение упражнений на суше, а также предварительное разъяснение занимающимся порядка выполнения всех упражнений в воде [12].

Занятия по плаванию необходимо проводить регулярно и не реже 2—3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде, из-за чего ученики плохо осваивают упражнения в воде.

При плавании затруднено взаимное общение занимающихся. Находясь в воде, каждый из них плохо видит, как выполняют упражнения другие. В связи с этим для действенного показа упражнений в воде требуется специальная организация занимающихся [31].

При размещении их в бассейне важно учитывать, что изменение вертикального положения тела на горизонтальное резко увеличивает размеры площади, занимаемой каждым пловцом и соответственно всей группой в целом.

Плавание, как и любой другой локомоторный акт, требует достаточно большого пространства для перемещения. Особенно большие расстояния приходится преодолевать пловцам на тренировках. По сравнению с занимающимися другими циклическими видами спорта пловцы находятся в худших условиях, так как место их занятий имеет относительно небольшие размеры. Пловцам приходится многократно выполнять повороты и плыть в обратную сторону. Преодолеть монотонность таких упражнений в определенной мере можно, меняя форму организации занятия и способы организации самих учащихся.

На учебных занятиях по плаванию многократные повороты целой группы занимающихся неизбежно нарушают порядок выполнения упражнений, что требует дополнительных команд и постоянного управления детей.

Различные по содержанию занятия требуют определенной их организации. В соответствии с методикой физического воспитания организация деятельности занимающихся в процессе построения занятия должна иметь три последовательные части: подготовительную, основную и заключительную. Соответственно функциональному состоянию занимающихся различаются следующие периоды: 1) предрабочее состояние, 2) врабатывание, 3) устойчивое состояние, 4) снижение работоспособности. [27].

Подготовительная часть занятий в плавании выходит за рамки урока. Организация занимающихся перед уроком в плавании имеет особое значение. Перед первым уроком следует обязательно объяснить занимающимся правила безопасности, гигиены прохода в бассейн и поведения на занятиях. В дальнейшем выполнение всех этих правил и соблюдение необходимого порядка в бассейне должно постоянно контролироваться. Соблюдение установленных правил является основой предотвращения несчастных случаев на воде.

Подготовительные занятия направлена на организацию занимающихся и подготовку их к выполнению главных его задач.

Основная часть, обычно посвящена изучению нового учебного материала одновременно с совершенствованием физических качеств. Задачи этой части урока решаются в определенной последовательности. Новый учебный материал изучается в следующем порядке: ознакомление, детализированное разучивание и совершенствование. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, обычно даются в такой последовательности: упражнения на быстроту, на силу и выносливость. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия может иметь комплексную или избирательную направленность. Основная часть обычно занимает наибольшее время урока.

Заключительная часть, предусматривает снижение физической нагрузки, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и организованный уход занимающихся из бассейна. Как уже говорилось, более интересным и эмоциональным позволяют сделать урок по плаванию игры в воде [3].

Характерная особенность занятия по плаванию — выделение частей его, проводимых на суше, и частей, проводимых в воде. Подготовительная часть обычно проводится на суше, основная — в воде, а заключительная — в воде и на суше. Организация и методика проведения частей урока на суше обычно не отличаются от общепринятых для уроков физической культуры форм. Организация же и проведение занятий в воде имеют свою специфику. [43].

Занятия в воде начинаются с организации входа занимающихся в воду. Входить в нее можно по лестнице или прыжком. При начальном обучении плаванию вход в воду должен осуществляться наиболее простыми способами и не вызывать у занимающихся страха. В процессе дальнейших занятий необходимо использовать вход в воду для разучивания различных вариантов прыжков в воду и для изучения и совершенствования стартового прыжка.

Занятие по плаванию можно проводить, пользуясь фронтальным, групповым и поточным методами организации занимающихся. При этом они могут выполнять задание одновременно или поочередно, а также слитно или раздельно. Организация занимающихся может осуществляться преимущественно одним методом или (что бывает чаще) путем комплексного использования всех трех методов [12].

Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет