Виды контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1. Врачебный контроль………………………………………………………………3
1.1 Содержание, задачи и методики врачебного контроля. Виды врачебного
обследования…………………………………………………………………………..3
1.2 Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями. Врачебные наблюдения в процессе занятий физкультурой……7
2. Самоконтроль……………………………………………………………………...9
2.1 Задачи и цель самоконтроля. Дневник самоконтроля…………………………9
2.2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля……………………..11
Заключение……………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

1 курс - Физ-ра - Реферат .docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2

1. Врачебный контроль………………………………………………………………3

1.1 Содержание, задачи  и  методики врачебного контроля. Виды  врачебного 

обследования…………………………………………………………………………..3

1.2 Диагностика с целью  определения режима и методики  занятий физическими упражнениями. Врачебные наблюдения в процессе  занятий физкультурой……7

2. Самоконтроль……………………………………………………………………...9

2.1 Задачи и цель самоконтроля. Дневник самоконтроля…………………………9

2.2 Субъективные и объективные  показатели самоконтроля……………………..11

Заключение……………………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оздоровительное влияние  физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения»… «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

Многочисленными исследователями  доказано, что занятия физическими  упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

 

 

 

 

  1. Врачебный контроль

1.1 Содержание, задачи и методики врачебного контроля. Виды врачебного обследования

Врачебный контроль – это  комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. 

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии  здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексных обследований, текущих наблюдений  и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача с физкультурниками и спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем, каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.

Основой этой системы является комплексное  врачебное обследование, которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные  для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки.

Задачи комплексного обследования:

- диагностика состояния  здоровья;

- определение и оценка физического развития;

- определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма;

- назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены;

- рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике тренировки.

Результаты комплексного обследования служат основой для  планирования всей последующей работы со спортсменами.

Все это обусловливает  необходимость использования при  комплексном врачебном обследовании физкультурников и спортсменов  разносторонних методов клинического и функционального исследований, позволяющих наиболее полно характеризовать состояние их здоровья, морфологические и функциональные особенности организма.

Методика комплексного врачебного обследования основывается на общих  принципах физиологии и клинической  медицины. В то же время она имеет  и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

Оздоровительный эффект занятий  физкультурой и спортом (а это  их основная задача) обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным возможностям организма. В свою очередь функциональное состояние организма отражает эффективность и рациональность используемой системы тренировки. Поэтому врачебное обследование спортсменов должно быть особенно тщательным, комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное выявление всех, даже незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня функциональных возможностей организма.

Комплексность обеспечивается за счет организации всестороннего  клинического обследования с одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как состояние отдельных органов и систем, так и их взаимосвязи, обусловленные состоянием центральной нервной системы и регуляторных механизмов.

Содержание комплексного врачебного обследования включает:

- общий врачебный осмотр  и обследование;

- определение и оценка  физического развития (соматоскопия и антропометрия);

- рентгеноскопия грудной  клетки (или флюорография);

- клинический анализ крови  и мочи;

- функциональное исследование  основных систем, обеспечивающих  спортивную работоспособность (главным образом сердечнососудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя;

- функциональные пробы.

По показателям проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем исследования зависит от его  задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.

По задачам и организации  выделяют следующие виды обследования: первичные, повторные (этапные) и дополнительные.

Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в  дальнейшем – перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи – определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов, уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности режима и методики тренировки. Они наиболее обширны, а потому оно должно быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).

Повторные (этапные) обследования проводятся периодически (2-4 раза в  год в зависимости от возраста, состояния здоровья и спортивной квалификации тренирующегося) – на основных этапах подготовки. Задача этапного обследования – определить воздействие принятой системы подготовки на организм занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяется выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся при необходимости соответствующие коррективы в индивидуальные планы подготовки.

Дополнительное врачебное  обследование проводится перед возобновлением занятий после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, а также по направлению педагогов и тренеров при появлении признаков снижения работоспособности, переутомления или заболевания. Объем и методика такого обследования обусловлены конкретными задачами.

В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований. На основании обследования составляется заключение о состоянии спортсменов с необходимыми рекомендациями для тренера (преподавателя) и самого спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями. Врачебные наблюдения в процессе занятий физической культурой

По итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.

Заключение должно включать в себя следующие разделы: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение на очередное дополнительное обследование.

Оценка состояния здоровья – основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при  отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации и пр.

Оценка физического развития производится на основании наружного  осмотра, показаний антропометрии и дополнительных исследований. Физическое развитие оценивается при этом как правильное или неправильное (при наличии каких-либо дефектов телосложения и осанки).

Оценка функционального  состояния производится на основании  анализа и сопоставления всех проведенных исследований в состоянии  мышечного покоя и при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние  может быть оценено в заключении как хорошее, удовлетворительное или  с нарушениями (переутомление и пр.).

Допуск к занятиям и  соревнованиям определяется на основании проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний к занятиям той или иной формой физкультуры и спорта (массовая физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной учебной программе, спортивная тренировка, соревнования и т.п.).

Рекомендации по лечебно-профилактическим и реабилитационным мероприятиям дают при наличии каких-либо нарушений в здоровье.

Хорошие показатели здоровья и функционального состояния  свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки.

Если при обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные  изменения, необходим тщательный анализ режима физической подготовки и внесение в него определенных изменений в  соответствии с показателями состояния  каждого обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п.

Один и тот же режим  тренировки, одни и те же нагрузки могут оказать не только различное, но порою и прямо противоположное воздействие – укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности при соответствии нагрузки состоянию тренирующегося и, наоборот, отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний, если должное соответствие не обеспечено. Отсюда ясна большая роль врача в процессе физического воспитания и спортивной тренировки, в управлении этим процессом и его рационализации.

Совместная работа тренера  и врача – это основа эффективности  учебно-тренировочного процесса. Врач участвует в комплектовании групп  занимающихся, планировании и коррекции тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Тренер (преподаватель) на основании динамичного врачебного и контроля в различных циклах тренировки составляет планы тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы, вносит в них необходимые коррективы.

Информация о работе Виды контроля