Физические основы электроники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента.
Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования
2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями;
3) создать условия и подготовить требуемый материал для исследования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 4
Психологические особенности памяти 4
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 8
Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания
в младшем дошкольном возрасте 15
Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования 15
Процедура и методическое обеспечение экспериментального исследования 16
Результаты и анализ экспериментального исследования 18
Заключение 20
Библиографический список 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 626.61 Кб (Скачать файл)

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в  произвольное. Сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю [7].

Таким образом, память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. В процессах запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации, т.е чем ярче ассоциации, тем легче запомнить и воспроизвести. Также на основании выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что запоминание будет более качественным, если оно является мотивированным.

    1. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.[8].

Поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции, деятельность - деятельность учения. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.

Основной характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять (может быть, впервые в своей жизни) общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности.

Еще одна характерная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредствованной, т. е. для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимо овладеть особыми средствами. Это относится прежде всего к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает учитель действиям, производимым учениками, и их результатам. Такие умения не приходят сразу, детей приходится учить этому.

Также существенная особенность систематического школьного обучения видится в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.

Третья существенная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Система научных понятий не тождественна сумме житейских представлений. Научное знание непосредственно не совпадает с практическим, эмпирическим знанием, которое складывается у ребенка в процессе личного опыта употребления предметов, или решения практических задач, опыта, приобретаемого под руководством взрослых в дошкольный период.

Учебная деятельност общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественна по смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественна по форме осуществления (она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами), она - ведущая в младшем школьном возрасте, то есть в период ее формирования [9].

Основные новообразования младшего школьника:

1. Личностная рефлексия;

2. Интеллектуальная рефлексия.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.

У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Интеллектуальная рефлексия рассматривается в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Согласно теории развития Ж. Пиаже, восраст 7 – 11 лет относится к периоду конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [10].

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность, Система отношений из непосредственной становится опосредствованной. С началом обучения в школе от ребенка требуется обязательное выполнение ряда для всех одинаковых правил. Начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Мышление ребенка в этом возрасте ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Дети начинают лучше запоминать, и способны размышлять о том, как они это делают.

    1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте

Память — важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности .[11]

Большие изменения происходят в памяти ребенка с переходом его к младшему школьному возрасту. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Из исследований наших психологов (в частности П.И Зинченко) можно сделать вывод о существенных возрастных различиях в соотношении произвольного и непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младших школьников. В своих опытах П. И. Зинченко сравнивала различные группы испытуемых: школьники II, IV классов, студенты, взрослые. В результате опытов выяснилось, что у старших испытуемых эффект непроизвольного запоминания относительно уменьшается. А у школьников младших классов непроизвольное запоминание является более продуктивным, чем произвольное и даёт относительно больший эффект, чем у старших (в особенности у взрослых). Это зависит от того, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности, в итоге которой запоминание осуществляется. При произвольном запоминании младший школьник должен проявлять более высокую интеллектуальную активность при выполнении предложенных задач, т.к эти задачи были труднее для них, чем для взрослых.[12]

Выделяют основные характеристики памяти:

1. Пластичность – пассивное запечатление и быстрое забывание.

2. Избирательный характер – запоминается то, что нравится и то, что нужно запомнить скорее.

3. Повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения.

4. Запоминание начинает всё чаще опираться на различные смысловые связи.

5. Память приобретает произвольный характер.

6. Дети начинают пользоваться различными способами запоминания.

7. Память освобождается от плена восприятия. Узнавание теряет своё значение.

8. Запоминание становится управляемым процессом, сохраняется образный компонент, память тесно связана с развитием воображения [13].

Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами, способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Развитие памяти идет неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К 1 классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным [14].

Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, заучивая заданный урок, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания, о значении которых мы будем говорить ниже. Особенностям развития памяти ребенка было посвящено много теорий. О развитии памяти судили, например, по количеству запоминаемого материала. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.

Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники, как правило, проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывать с воспроизведением.

Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности. Это чисто техническое деление текста. Его основная задача – наметить порядок заучивания отдельных частей и установить объем того, что надо запомнить в один прием [15].

В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают «то, что свежо сохранилось в их памяти». Указывая на эту особенность, К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу» [16].

Информация о работе Физические основы электроники