Физические основы электроники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента.
Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования
2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями;
3) создать условия и подготовить требуемый материал для исследования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 4
Психологические особенности памяти 4
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 8
Психологические особенности процессов запоминания в младшем
дошкольном возрасте 11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания
в младшем дошкольном возрасте 15
Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования 15
Процедура и методическое обеспечение экспериментального исследования 16
Результаты и анализ экспериментального исследования 18
Заключение 20
Библиографический список 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 626.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение            3

Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем

дошкольном возрасте          4

    1. Психологические особенности памяти       4
    2. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста   8
    3. Психологические особенности процессов запоминания в младшем

дошкольном возрасте          11

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания

в младшем дошкольном возрасте         15

    1. Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования     15
    2. Процедура и методическое обеспечение экспериментального исследования  16
    3. Результаты и анализ экспериментального исследования     18

Заключение            20

Библиографический список         22

Приложение            23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приступая к изучению психологических особенностей процессов запоминания детьми младшего дошкольного возраста, важно обозначить проблематику и актуальность данной темы.

Актуальность изучения особенностей процессов запоминания детьми младшего дошкольного возраста не вызывает сомнения. Память лежит в основе способностей ребёнка и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Есть дети, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и  долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. В данной работе мы рассмотрим аспекты процесса запоминания у детей младшего школьного возраста.

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента.

Для достижения поставленной нами цели определяются следующие задачи:

    1. рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования

2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями;

3) создать условия и подготовить требуемый материал для исследования;

4) осуществить обработку и анализ полученных данных;

5) сделать предварительные выводы.

Предмет исследования: психологические особенности запоминания детьми младшего дошкольного возраста.

Эмпирический объект: дети младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Инструкция (пояснения) к заданию будет положительно влиять на процесс запоминания детьми младшего школьного возраста.

Методическое обеспечение: методика «Понимание и запоминание рисунков», (Гордон X. Бауэр, Мартин Б. Карлин и Опвин Дюк (Стэнфордский университет))

Зависимая переменная: процесс запоминания.

Независимая переменная: инструкция (пояснения) к заданию.

 

Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте

    1. Психологические особенности памяти

Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. [1]

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности [2].

Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия предметов, мысли, речь, действия. [3]

Память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом.

В процессах запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:

— по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается, например, последовательность действий);

— по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

— по контрасту: ассоциируются резко различные явления — шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т. д.

Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно  – логическую;

2) по характеру целей  деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности  закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и  местом в деятельности) – на  кратковременную, долговременную и оперативную [4].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Этот вид памяти есть у человека с самого раннего возраста. В более старших возрастах двигательную память можно развивать, что часто происходит стихийно — дети используют этот вид памяти в своих играх, изображая движения животных или людей различных профессий.

Эмоциональная память помогает нам помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. К. С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Психологи провели несколько экспериментов и установили, что информация, имеющая эмоциональную окраску, запоминается лучше.

Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Важно дать детям почувствовать, что этот вид памяти очень важен, и помочь им развить его — ведь именно на нем основывается бóльшая часть учебного материала.

Образная память. связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, прилагает волевые усилия. Для учащихся умение запоминать необходимый учебный материал является очень важным. Поэтому необходимо его развивать, проводя специальные упражнения.

О произвольном запоминании говорится тогда, когда ставится такая цель запомнить, когда применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» – память) приемы, такие как: задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала, производят волевые усилия [5]. Непроизвольная память — неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть даже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Д. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти — применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность — несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких- то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Выделяют основные процессы памяти:

1 Запоминание — это процесс, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. Запоминание бывает механическим и смысловым. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

2 Воспроизведение — существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. По характеру воспроизведения судят о качествах работы всего аппарата памяти.

3 Сохранение — это  удержание в памяти воспринятой  информации. В конце 20-х гг. прошлого  столетия забывание изучали немецкий  и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные.

4 Забывание — исчезновение  тех связей, которые у нас установились  как временные, является фактом  в высокой степени биологически  и психологически полезным, так  как именно благодаря этому  возникают чрезвычайно разнообразные  и гибкие формы поведения. Умение  забывать ненужное, отбрасывать  лишнее, размыкать связи после  того, как они уже сделали свое  дело, так же необходимо, как и  установление новых связей. [6].

У каждого человека есть свои особенности памяти. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическим видами памяти. Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно- логического запоминания.

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в момент и закрепления реакции, и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова. Деятельность при закреплении выражается в искусственной направленности организма на ту или иную реакцию, позволяющей реализоваться реакции в таких условиях установки, которые обеспечивают ее закрепление. В основе всех главнейших процессов поведения лежит процесс ассоциации, обусловливающей в главнейшем и память. Через ассоциацию память должна быть связана с остальными сторонами нашего поведения.

Информация о работе Физические основы электроники