Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что степень финансирования расходов на социальную сферу определяет, прежде всего, гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддерживать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Поэтому необходимой для решения проблемой является максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев. Цель данной курсовой работы – изучить систему финансирования социального обеспечения и социальной защиты, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.

Содержание

Введение 3
1 Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения 4
1.1 Система социальной защиты и поддержки отдельных групп населения 4
1.2 Источники финансирования социального обеспечения и социальной защиты населения 9
1.3 Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения 13
2 Практический раздел 18
2.1 Задание, исходные данные для расчета 18
2.2 Анализ, планирование бюджетных показателей 19
2.3 Выводы и предложения 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Cherepanova_Masha_-_kursovik_23_variant.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Социальное обслуживание осуществляется соответствующими учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

 Согласно Федеральному  закону «Об основах социального  обслуживания населения в РФ»,  для учреждений социального обслуживания – как муниципальных, так и иных – предусмотрен льготный режим налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

Финансирование муниципального сектора системы социального  обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципальные образования вправе направлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов. [6].

 

1.2 Источники финансирования социального  обеспечения и социальной защиты населения

 

Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь формируют единый механизм финансового обеспечения социальной защиты населения и должны рассматриваться вместе как часть финансовых отношений.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества.

Финансовое обеспечение  социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и контроль за эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с данным контрактом государство берет на себя обязательство выполнения определенных социальных функций перед обществом и определяет тем самым объемы предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.

Поляк, Г.Б. выделить три источника финансирования социальной 
защиты населения:

  • средства налогоплательщиков, за счет которых формируются 
    доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • страховые средства работодателей и работников;
  • общественные и частные пожертвования на благотворительность. [13, с. 335].

В соответствии с законодательством РФ в целях  социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Фонды обязательного медицинского страхования.

Пенсионный  фонд РФ формируется за счет отчислений средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий. [9, с. 216].

Трудовые пенсии РФ состоят  из следующих составных частей:

  • «базовой» — пенсии по старости, выплачиваемой всем одинаковой суммой в размере, гарантированном государством;
  • «страховой» — пенсии, рассчитываемой по специальной формуле и зависящей от заработка (однако установлена верхняя граница максимальной суммы);
  • «накопительной» — пенсии, полученной в результате инвестирования и степени разумности распоряжения своим пенсионным капиталом в течение всей жизни. [14, с. 56].

Выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию  и государственному пенсионному  обеспечению осуществляется Пенсионным фондом РФ с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

Фонд социального  страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха.

Источниками формирования фонда являются:

  • налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);
  • добровольные взносы организаций всех форм собственности;
  • добровольные пожертвования;

• средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Эти средства используются на:

  • строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
  • обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;
  • обучение и трудоустройство инвалидов;
  • оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;
  • оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

• оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д. [12, с. 432].

Фонды обязательного  медицинского страхования

Фонды обязательного  медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. 

Обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования - финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001г. формируется за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлены на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательною медицинского страхования, включая нормированный страховой запас, на содержание аппарата Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, финансирование целевых программ и  компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования. [10, с. 459].

 

 

 

 

1.3 Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

 

В современной  России финансовое обеспечение социальной политики вообще, и системы социальной поддержки в частности, традиционно отходит на второй план. Государственные бюджетные, внебюджетные расходы, да и социальные инвестиции корпораций направляются на указанные цели преимущественно по остаточному принципу.

Это хорошо видно  по распределению расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в 2005 — 2007 гг., которое отражено в таблице 1.11.

Таблица 1.1 – Расходы  федерального бюджета в 2005-2006гг. (млрд. руб.)

Наименование расходов

Номер

раздела

Сумма

 в 2005г.

Сумма

в 2006г.

Рост, %

(2006/2005)

Сумма

в 2007г.

Рост, %

(2007/2006)

Общегосударственные вопросы

01

521,432

638,885

22,5

808,196

26,5

Национальная оборона

02

578,350

666,026

15,1

822,036

23,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

455,310

541,634

18,9

662,867

22,4

Национальная экономика

04

263,259

339,333

28,8

497,229

46,5

ЖКХ

05

12,110

38,883

в 3р.

53,024

36,4

Охрана окружающей среды

06

4,760

6,334

33

8,096

27,8

Образование

07

160,468

201,588

25,6

277,939

37,9

Культура, кинематография и СМИ

08

48,375

51,248

5,9

67,805

32,3

Здравоохранение и спорт

09

94,078

149,098

58,4

206,373

38,4

Социальная политика

10

185,874

205,253

10,4

215,566

5

Межбюджетные трансферты

11

1215,429

1431,827

17,8

1844,346

28,8


 

Из данных таблицы 1.1 видно, что рост расходов на социальную политику в 2007г. сократился в 2 раза по сравнению с ростом расходов в 2006г. и составляет всего 5%.

Выделение финансовых средств на социальную политику производится «от достигнутого», год от года по конкретным направлениям, как правило, прибавляется некоторая сумма. В 2006г. значительное увеличение можно констатировать только по субвенциям бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Это предусмотрено законами «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». [15, с. 62-63].

Финансовые  параметры государственной социальной политики (без пенсионного обеспечения) в 2005 — 2006 гг. отражены в таблице 1.2. (приложение 1).

Рассмотрим  динамику структуры расходов Пенсионного  фонда РФ, фондов социального страхования  РФ и обязательного медицинского страхования РФ в 2006-2007г. на социальное обеспечение и социальную защиту населения (таблицы 1.3, 1.4 и 1.5 соответственно).

Таблица 1.3 –  Динамика структуры расходов бюджета  пенсионного фонда РФ в 2006-2007гг. (млрд. руб)2

Наименование  расходов

Сумма в 2006г.

Сумма в 2007г.

Рост, %

Расходы пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию, всего

в том числе

1166,753

1356,955

16,3

Выплата базовой  части трудовой пенсии

485,543

559,344

15,2

Выплата страховой  части трудовой пенсии

680,274

796,445

17,1

Выплата пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ

0,935

1,166

24,7

Выплата пенсий, финансируемых за счет средств  федерального бюджета

87,804

100,094

14,0

Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными

1,015

1,611

58,7

Расходы пенсионного фонда РФ на дополнительное пенсионное обеспечение

2,356

2,890

22,7

Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельной категории  граждан, всего

в том числе

167,675

195,263

16,5

Ежемесячные денежные выплаты ветеранам

39,331

48,254

22,7

Ежемесячные денежные выплаты инвалидам

120,062

138,495

15,3

Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

7,465

8,514

14,1

Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы

0,816

0,903

10,7

Информация о работе Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения