Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что степень финансирования расходов на социальную сферу определяет, прежде всего, гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддерживать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Поэтому необходимой для решения проблемой является максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев. Цель данной курсовой работы – изучить систему финансирования социального обеспечения и социальной защиты, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.

Содержание

Введение 3
1 Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения 4
1.1 Система социальной защиты и поддержки отдельных групп населения 4
1.2 Источники финансирования социального обеспечения и социальной защиты населения 9
1.3 Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения 13
2 Практический раздел 18
2.1 Задание, исходные данные для расчета 18
2.2 Анализ, планирование бюджетных показателей 19
2.3 Выводы и предложения 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Cherepanova_Masha_-_kursovik_23_variant.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования

"Кузбасский государственный  технический университет"

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: "Государственные  и муниципальные финансы"

на тему: "Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения"

 

 

 

Выполнила: студентка группы МУ- 052

Черепанова Н.М.

Проверила: Елисеева Е.Ф.

 

 

                                                                                         

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2008

 

Содержание

Введение                                                                                                                           3

1 Финансирование расходов на  социальное обеспечение и социальную  защиту населения                                                                                                                          4

1.1 Система социальной защиты и поддержки отдельных групп населения            4

1.2 Источники финансирования  социального обеспечения и социальной  защиты населения                                                                                                                          9

1.3 Расходы на социальное  обеспечение и социальную защиту  населения            13

2 Практический раздел                                                                                                18

2.1 Задание, исходные  данные для расчета            18

2.2 Анализ, планирование  бюджетных показателей            19

2.3 Выводы и предложения                     27

Заключение                     29

Список использованной литературы        31

Приложение                                                                                                                    33

 

Введение

Проблема  эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, направляемых для решения социальных вопросов, стоит сегодня в России достаточно остро. Министерства и ведомства, которым выделяются бюджетные средства на эти цели, вовсе не спешат определить приоритеты финансирования социальных расходов. Это, соответственно, ведет к распылению средств и снижению отдачи от их использования.

Одной из самых важных проблем, формирующейся сегодня теории государственного регулирования является согласование бюджетной стратегии с различными аспектами социальной политики. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее налоговая и бюджетная составляющие должны быть ориентированы не столько на фискальные цели, сколько на решение социально-экономических задач, обеспечивающих экономический рост и социальную ориентацию экономики.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что степень финансирования расходов на социальную сферу определяет, прежде всего, гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддерживать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Поэтому необходимой для решения проблемой является максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев.

Цель данной курсовой работы – изучить систему  финансирования социального обеспечения  и социальной защиты, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.

Задачи курсовой работы:

  • изучить источники финансирования социальных расходов;
  • определить направления выделяемых на социальную политику средств;
  • закрепить при проведении финансово-экономических расчетов знание бюджетных терминов и понятий;
  • рассчитать два варианта проекта местного бюджета;
  • оценить финансовую устойчивость, эффективность проектов бюджета муниципального образования;
  • определить факторы, оказывающие существенное влияние на 
    исполнение бюджетных показателей;
  • выявить резервы улучшения основных параметров бюджета 
    муниципального образования;
  • предложить наиболее эффективный вариант бюджета муниципального образования на следующий год.

При написании курсовой работы проведен обширный анализ законодательства; использованы работы авторов: Александрова, И.М., Поляка, Г.Б., Зотовой, В.Б., Грязновой, А.Г., Хмыз, О.В., Гончаровой, М.В.

 

 

 

1 Финансирование расходов  на социальное обеспечение и социальную защиту населения

 

1.1 Система социальной защиты и поддержки отдельных групп населения

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция РФ гарантирует  каждому социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1].

Социальное обеспечение  представляет собой систему экономических отношений, направленных на формирование и использование фондов денежных средств государства для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предоставление пособий и льгот семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.

Пенсия — это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи  с достижением установленного законом  возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению  относятся:

  • пенсия по старости; 
  • пенсия за выслугу лет; 

пенсия по инвалидности.

Пособие — это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях.

В отличие  от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней  трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются  лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан, которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе. 

Основными видами пособий являются: 

  • пособие по временной нетрудоспособности;    
  • пособие по беременности и родам; 
  • пособие при рождении ребенка; 
  • пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на погребение.

Существуют  и другие виды социального обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и т.д. [13, с. 331-332].

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и равные условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка  – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных  социально-уязвимых категорий граждан. [11, с. 276].

Социальная защита и  поддержка граждан является прерогативой государства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений – оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. [5, ст. 15,16,17].

 Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения  показаны на рисунке 1.1. [11, с. 277].


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Основные формы  социальной поддержки отдельных  групп населения

 

Льготные категории  граждан делятся на льготников федеральной и региональной ответственности.

Льготники федеральной  ответственности - меры социальной поддержки  которых  предоставляются по федеральным законам за счет средств федерального бюджета:

1. По закону «О ветеранах» (ИВОВ, УВОВ, ВБД, СП, блокадники, бывшие н/ совершеннолетние узники) предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1100 руб., по желанию ветерана часть суммы может быть направлена на предоставление социальных услуг или отдельной социальной услуги, плюс к этому предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в ст.17 данного закона. [2].

2. По закону «О социальной защите инвалидов РФ» инвалидам 1,2,3 групп и детям инвалидам предоставляется ежемесячная денежная выплата соответственно в размерах 800, 1000, 1400, 1000 р., иные меры социальной поддержки, установленные данным законом. [4].

3. По закону «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гражданам, принимавшим в 1986-1987гг. участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы предоставляется ежемесячная денежная выплата соответственно в размере 1000р.; гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, граждане, принимавшие 1988-1990гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы – 800р.; дети первого и последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей – 500р.;  иные меры социальной поддержки, установленные законом «О социальной защите инвалидов РФ». [4].

         При наличии права на получение  ежемесячной денежной выплаты  по нескольким основаниям, выплата  устанавливается по одному из  них, предусматривающему более высокий размер.

         Размер ежемесячной денежной  выплаты  индексируется  в  сроки, определенные ФЗ «О трудовых  пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N 173 – ФЗ.

Льготники федеральной  ответственности наряду с мерами социальной поддержки из средств  федерального бюджета  получают дополнительные меры социальной поддержки  из областного бюджета согласно закону Кемеровской области от 27.01.2005 г. № 15 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Льготники региональной ответственности - меры социальной поддержки  которых  предоставляются по областным законам за счет средств областного бюджета.

В Кемеровской области  меры социальной поддержки предоставляются согласно областным законам:

  1. О мерах социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда.
  2. О  мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. 

Натуральные льготы, начиная  с 2006 года, могут быть заменены на ежемесячные денежные выплаты, размер которых устанавливается ежегодно и не может быть менее:

  • 350 рублей для реабилитированных лиц  (на 01.01.2008 г - 433 рубля).
  • 300 рублей для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (на 01.01.2008 г. - 371 рубль).
  • 300 рублей для тружеников тыла (на 01.01.2008 г. - 371 рубль). [8].
  • 200 рублей для ветеранов труда (на 01.01.2008 г. - 247 рубль). [7].

Информация о работе Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения