Управление персоналом кризисного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:50, реферат

Краткое описание

Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:

1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организа ции, препятствующих повышению конкурентоспособности пер сонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, кото рые "не вписываются" в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;

2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягатель ный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких су щественных принципах.

Вложенные файлы: 1 файл

9.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

выходного пособия.

       При заключении трудовых контрактов  с молодыми руководителями

необходимо  предусмотреть максимальный испытательный  срок ( до трех месяцев,

а по согласованию с профсоюзной организацией до шести  месяцев). 
 
 

         2. Адаптация персонала к новым  условиям 
 

          Одним из важнейших этапов  реализации программы совершенствования

состава и структуры персонала  является адаптация оставшегося персонала  к

новым условиям деятельности. Проведение реорганизации  влечет за собой как

положительные, так и отрицательные последствия  для персонала. К последним

можно отнести возросшую нагрузку на сотрудников, стрессовое состояние как

рядовых работников, так и руководителей  разных уровней, необходимость

освоения  работниками новых должностных  функций, совмещения работ и т.п. 

               Антикризисные программы в области управления персоналом

должны  предусматривать своевременную  постановку  перед трудовым коллективом

новых приоритетных целей и задач, предусматривать  привлечение

стимулирование  работников к выработке решений  и участию в управлении на

разных  уровнях,

их сплочение.

                Одним из положительных моментов  реорганизации является слом

социальной  инерции персонала, изменение формальных и неформальных отношений

внутри  коллектива. Это обстоятельство позволяет  произвести оптимизацию

проектирования  трудовых коллективов, сформировать команды, в которых

потенциал каждого работника будет использоваться наиболее продуктивно. 

             Качественный подбор команд позволит  существенно улучшить

морально- психологический климат в малых  группах и повысить  эффективности

их

деятельности. С другой стороны, в новом социальном окружении у работника

быстрее происходит слом старых стереотипов  трудового поведения, легче

протекает  переориентация на инновационные изменения  в организации.

         Было бы полезным организовывать в разных формах обучение для всего

персонала. 
 

         Важно понимать, что степень эффективности  адаптации зависит не

только  от того насколько успешно овладели работники новыми рабочими

местами, новыми функциями, но и  насколько  хорошо они ориентируются в

изменившейся  социальной среде.  Успех адаптации  определяется прежде  всего

тем, удалось  ли сформировать новые стереотипы трудового  поведения

работников, позволяющие организации выйти  из  кризисного состояния. 
 
 

         2. Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса 

         Стимулирование труда работников  является одной из ключевых  функций

современных систем управления персоналом. Под  стимулированием  труда

понимается  комплекс мер по воздействию на сознание  работников, имеющих

целью формирования у них устойчивой мотивации к повышению

производительности  и качества труда.

        Стимулирование  работника прошло  длительный эволюционный путь.

Вместе  с изменениями воззрений на место  и роль работника в производственном

процессе  менялись и формы и методы стимулирования. От введения норм и

прямой  сдельной оплаты труда в начале нашего века  до изощренных систем

стимулирования, учитывающих национальные, возрастные и профессиональные

особенности сотрудников, иррациональность и парадоксальность человеческого

поведения и т.п.

         Стимулирующий эффект воздействия  на работников не будет

достаточным, если не будет найдено рациональное сочетание экономических и

неэкономических стимулов. Действительно, значительная часть потребностей

работника лежит вне зоны прямого воздействия экономических стимулов.

          Чем лучше система экономического  стимулирования, тем более тонко

она должна дифференцировать работников в зависимости  от их трудовой

результативности, с одной стороны, а с другой – она должна быть достаточно

гибкой, чтобы  осуществлять эту дифференциацию и  при условии серьезных

структурных изменений или при функциональной ротации, без которой

невозможна  организация современного производства. 

             Значительный рост эффективности  деятельности организации

возможен

за счет формирования у работников чувства  сопричастности к происходящим

изменениям. 

          Резюмируя вышеизложенное,  можно  выделить следующие признаки

эффективных систем стимулирования работников к  производительному труду:

 . Опора на продуманные объективные критерии изменения и оценки трудового

   вклада  работников.

. Рациональное  сочетание экономического и неэкономического  стимулирования,

   позитивных  и негативных стимулов, при преобладании  позитивных.

. Оперативность  стимулирования. Работник должен получить те или иные блага

   в  зависимости от своего трудового  вклада без каких – либо  серьезных

   временных  задержек.

. Простота  и ясность системы для всех  без исключения работников.

. Признание  работниками справедливости этой системы.

. Открытость  системы для контроля со стороны  работников за нормативами и

   возможность  их пересмотра. 
 
 

         3. Трудовые конфликты в условиях  кризиса на предприятии 
 

            Кризисные явления на предприятии  отражаются на морально-

психологическом  климате  как в подразделениях, так и в целом в

организации. При этом отмечаются депрессивные состояния  у рядовых

работников  и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности

в трудовых коллективах.

          Под трудовыми конфликтами понимают существенные расхождения

интересов и норм поведения работников, которые  могут иметь  место как в

скрытой, так и явной форме.

         На кризисном предприятии подавляющее  большинство наблюдаемых

конфликтов  принимает форму межличностных,  однако, анализ их причин

показывает, что в основе конфликтов лежат, как  правило, недостатки в

организации трудового процесса.

           К наиболее частым причинам  конфликтов в трудовых коллективах

предприятий, находящихся в состоянии системного кризиса, можно отнести:

     . отсутствие как в подразделениях, так и в масштабах всего  предприятия

       четкого распределения функций,  полномочий и ответственности; 

     . неразработанность четких  критериев  результативности деятельности

       работников создает условия для произвола руководителей, порождая

       «вертикальные» конфликты между  работниками разных уровней,

       одновременно снижая  мотивацию  к высокопроизводительному труду; 

     . недостаточная информированность  работников не позволяет им

       эффективно выполнять должностные  обязанности, одновременно

       способствуя росту слухов, что  влечет за собой стрессовые  состояния у

       персонала; 

     . нерациональное распределение  работ в подразделениях. Это порождает

       хронические стрессовые состояния как у руководителей, так и у

       рядовых работников; 

     . необоснованное нормирование, неритмичное  снабжение производства

       комплектующими, несоответствие технической  базы, нерациональность

       графиков рабочего времени, плохие условия труда и т.п. также

       порождают конфликты между рядовыми  работниками и администрацией

       предприятия.

                В процессе развития конфликта  выделяются следующие три

    фазы:

    1) фаза  предконфликта – период  накопления противоречий, «критическая

       масса» которых, однако, еще не  достигнута;

    2) фаза конфликта, когда достигнутая  «критическая масса» разногласий

       заставляет стороны конфликта  рассматривать противоречия как

       непримиримые;

    3) фаза- постконфликтная ситуация. Ее параметры зависят от степени

       эффективности управления конфликтом  и могут быть  функциональными

       или дисфункциональными, что повлияет  в свою очередь, на возможность

       возникновения новых конфликтов. 
 
 

                  Своевременное разрешение трудовых конфликтов на

предприятии 

            должно стать одной из приоритетных  задач антикризисных

            программ. В противном случае  разного рода затяжные конфликты  в

            условиях кризисного предприятия  перерастут в конфликт между

            трудовым коллективом и администрацией, что будет свидетельством 

            глубокого кризиса системы управления  персоналом. 
 
 

5. Антикризисный  управляющий  в системе управления  персоналом 

          В антикризисном управлении особое главенствующее значение имеет

Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия