Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение процессов управления качеством на ЧУП «Пантек», разработка рекомендаций по совершенствованию управлением качества выпускаемой продукции на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы управления качеством на предприятии;
проанализировать практику оценки и повышения системы качества продукции на предприятии;
осуществить анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на качество продукции;
разработать рекомендации по совершенствованию оценки уровня качества продукции на предприятии.

Содержание

Введение …5
1 Современное состояние и подходы к управлению качеством продукции ..7
1.1 Значение повышения качества продукции в современных условиях 7
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 10
1.3 Основные аспекты управления качеством продукции 12
1.4 Управление качеством продукции на основе стандартов
ИСО серии 9000:2000 15
1.5 Управление качеством пищевой продукции на основе принципов
ХАССП 22
2 Управление качеством продукции на ЧУП «Пантек» 24
2.1 Организационная система предприятия ЧУП «Пантек». 24
2.2 Методы управления качеством, применяемые на ЧУП «Пантек». 25
2.3 Система менеджмента качества на ЧУП «Пантек» и ее оценка. 32
3 Пути совершенствования управления качеством продукции
на ЧУП «Пантек». 35
3.1 Совершенствование управления качеством продукции
на основе стандартов ИСО серии 9000:2000. 35
3.2 Применение принципов ХАССП в управлении качеством продукции. 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Программа «Качество» на ЧУП «Пантек» на период
с 2008 по 2012 г……………………………………………59
Приложение Б Определение и оценка качества сахарного печенья изготовителем………………………………………………………………63

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1..doc

— 586.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечения уверенности  в достоверности и точности  этих данных и информации;

- принятие решений  и выполнение действий на основе  баланса результатов анализа  фактов, опыта и интуиции;

8) взаимовыгодные  отношения с поставщиками:

- идентификация основных  поставщиков;

- установление взаимоотношений  с поставщиками на основе баланса  краткосрочных и долгосрочных  целей предприятия и общества;

- налаживание четких  и открытых связей;

- инициирование совместных  разработок и улучшений продукции и процессов;

- обмен информацией  и планами на будущее;

- признание достижений  и улучшений поставщика.

Далее составим матрицу  оценки экспертов-аудиторов по 10-бальной  шкале, после чего:

1.Рассчитаем сумму значений для принципа системы менеджмента качества по формуле:

                        ,

где Эi – оценка каждого эксперта-аудитора по всем принципам.

После чего рассчитаем сумму этих сумм.

2. Определим ранг каждого принципа по сумме их значений и важности.

3.Рассчитаем среднее значение для каждого принципа системы менеджмента качества по формуле:

                       ,

где Qэкс – общее количество экспертов, принимающих участие в оценке.

  1. Рассчитаем дисперсию dis по формуле:

                   

5.Найдем сумму дисперсий для всех принципов по формуле:

                        

6.Рассчитаем согласованность экспертов-аудиторов по формуле:

                          ,

где m – количество экспертов, n – количество показателей.

                       ,

следовательно, группа экспертов работала почти максимально согласовано.

 

 

7.Рассчитаем коэффициенты весомости для каждого принципа системы менеджмента качества по формуле:

                            

8. Рассчитаем энтропию экспертной оценки по формулам:

,        ,               

H1 = log4(9-7) = log41 = 0                      ∆H1 = 1 - 0 = 1

H2 = log4(10-7) = log43 = 0,8                 ∆H2 = 1 - 0,8 = 0,2

H3 = log4(9-6) = log43 = 0,8                   ∆H3 = 1 – 0,8 = 0,2

H4 = log4(10-8) = log42 = 0,5                 ∆H4 = 1 – 0,5 = 0,5

H5 = log4(8-7) = log42 = 0,5                   ∆H5 = 1 - 0,5 = 0,5

H6 = log4(9-7) = log42 = 0,5                   ∆H6 = 1 - 0,5 = 0,5

H7 = log4(8-6) = log42 = 0,5                   ∆H7 = 1 – 0,5 = 0,5

H8 = log4(10-8) = log42 = 0,5                 ∆H8 = 1 - 0,5 = 0,5

Все полученные данные после расчетов занесем в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Результаты экспертной оценки

Принципы СМК

Оценка экспертов

Ранг

dis

Коэф-т весо-мости  λi

Э1

Э2

Э3

Э4

Э5

1. Ориентация на потребителя

7

7

8

8

7

37

6

7,4

1,2

0,1171

1

0

1

2. Лидерство руководителя

9

8

10

7

8

42

3

8,4

5,2

0,1329

1

0,8

0,2

3. Вовлечение работников

6

8

7

9

6

36

8

7,2

6,8

0,1139

1

0,8

0,2

4. Процессный подход

8

10

9

8

8

43

2

8,6

3,2

0,1361

1

0,5

0,5

5. Системный подход

8

7

8

9

8

40

4

8

2

0,1266

1

0,5

0,5

6. Постоянное улучшение

7

8

8

7

9

39

5

7,8

2,8

0,1234

1

0,5

0,5

7. Принятие решений,  основанное на фактах

6

7

8

7

6

34

7

6,8

2,8

0,1076

1

0,5

0,5

8. Взаимовыгодные отношения  с поставщиками

9

9

10

8

9

45

1

9

2

0,1424

1

0,5

0,5


∑=316 , ∑=26

Примечание – Источник [собственная разработка].

 

Таблица 4 – Выявленные причины несоответсвий на ЧУП  «Пантек»

Принцип СМК

Причины несоответствий

1. Ориентация на потребителя

- недостатки работы  отдела маркетинга;

- неумение предугадывать  будущие желания потребителей и превосходить их ожидания;

- нехватка финансовых  средств для удовлетворения всех  потребностей и желаний потребителей;

- недостаточный контроль  со стороны руководителя;

2. Лидерство руководителя

- недостаточное проявление  руководителем своих лидерских качеств;

- отсутствие приверженности  к качеству со стороны самого  руководителя;

- неуверенность в принятии  решений; 

3. Вовлечение работников

- отсутствие заинтересованности  персонала в решении производственных  задач;

- недостаточное стимулирование работников;

- отсутствие общности  и сплоченности рабочего коллектива;

-  персонал не принимает участие в решении конкретных вопросов и проблем в деятельности предприятия;

4. Процессный подход

- отсутствие согласованности  действий и присутствие проблем на стыках процессов;

- нечеткое распределение  ресурсов и ответственности;

- недостаточный контроль  со стороны руководителя;

5. Системный подход

- слабая координация  всех аспектов деятельности предприятия  в целом;

- отсутствие четких  взаимосвязей между процессами;

- наличие барьеров  в управлении предприятия как  единой системы взаимосвязанных  процессов;

- недостатки политики  в области качества;

6. Постоянное улучшение

- малоэффективная деятельность  по улучшению;

- недостаточно эффективный  внутренний аудит и внутренний контроль за результатами деятельности предприятия;

- нехватка финансовых  ресурсов;

- незаинтересованность  и неинициативность персонала;

7. Принятие решений,  основанное на фактах

- недостаточная компетентность  руководителя и персонала =>принимаемые решения не основываются на анализе реальных данных;

- не учитываются прошлый  опыт, результаты внутренних и  внешних проверок, жалобы потребителей, идеи и предложения, поступающие  от сотрудников;


Примечание – Источник: [собственная резработка].

 

Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод о том что, наибольший коэффициент весомости, равный 0,1424, соответствует принципу «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», что говорит, о его хорошей реализации на предприятии, а наименьший – 0,1076 – принципу «Принятие решений, основанное на фактах», что говорит, наоборот, о его неэффективности. Следует также отметить, что на ЧУП «Пантек» сильной стороной системы менеджмента качества является действие принципа «Процессный подход» и «Лидерство руководителя», занимающие 2 и 3 ранги. Учитывая тот факт, что данное предприятие на рынке уже несколько лет, однако, в работе системы менеджмента качества имеются несоответствия.

 

3 Пути совершенствования   управления качеством продукции на ЧУП «Пантек»

    1. Совершенствование управления качеством продукции на основе стандартов ИСО серии 9000:2000

 

ЧУП «Пантек» - производитель продовольственной продукции с многолетним стажем  и хорошей репутацией. Однако несовременная система контроля качеством отвергала всякую возможность выпускаемой продукции занимать лидирующие позиции на конкурентном рынке. Данная проблема не была бы столь актуальна, если бы не создавала очевидных препятствий на пути завоевания предприятием лидирующих позиций в данной отрасли.

 На мысль об устаревших стандартах качества натолкнул руководство предприятия Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, проводивший цикл занятий «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». Позиция комитета основывалась на следующем: для завоевания, а в дальнейшем и увеличения, целевого рынка потребителей внутри страны и за ее пределами, необходимо соблюдение норм общепринятых мировых стандартов качества, каковым и является ИСО 9000.

Система качества создается  на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции  представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. [25]

Для определения планируемых  мероприятий обеспечения качества целесообразно  формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Управление качеством  представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин. [26]

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как  «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения. Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

Улучшение качества –  это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения  качества может стать любой элемент  производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.[27]

Идеология постоянного  улучшения качества прямо связана  и вытекает из тенденции повышения  конкурентноспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной  организации. Характерной организационной  формой работ по улучшению качества являются группы качества. Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:

Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Качество при проектировании и разработке технических условий. Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.

Качество при материально- техническом снабжении. Для обеспечения качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по качеству покупной продукции .

Качество в процессе подготовки производства и производства продукции. Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации. [28]

Качество на послепроизводственных  этапах.  Цель системы качеств на послепроизводственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.

Учет и анализ затрат на качество. В условиях формирования рыночных отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на международный рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого показателя как прибыль.

Интенсивная эффективность  системы качества может проявляться  в снижении себестоимости продукции  за счет минимизации суммарных затрат по всем группам затрат.

Для практического решения  этой задачи целесообразно первоначально  определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению) контроля.

    1. Соответствование требованиям системы качества продукции       ЧУП «Пантек» и мероприятия, направленные на ее  усовершенствование

 

Для управления качества печенья необходимо знать основные требования, предъявляемые к нему. Согласно ГОСТу 24901—89 «Печенье. Общие  технические условия» выделим некоторые  из них.

По органолептическим  показателям изготавливаемое сахарное печенье должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.

 

Таблица 5 - Требования к органолептическим показателям

Наименование показателя

Характеристика и норма  для сахарного печенья

Форма

Правильная, соответствующая  данному наименованию печенья, без вмятин, края печенья должны быть ровными или фигурными.

Допускаются:

- изделия с незначительной  деформацией — не более 4% к  массе;

- изделия надломанные  — не более 1 шт. в упаковочной  единице массой до 400 г и не  более 5% к массе в весовом  печенье;

- печенье, содержащее  более 5% надломанного, относят к  лому.

Поверхность

Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек.

Допускаются изделия  с небольшими вздутиями, нечетким рисунком и слегка шероховатой поверхностью не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 5% к массе в весовом.

Допускаются следы от кромок и швов листов и транспортерного  полотна, не деформирующие печенья, а также изделия с углублениями в виде раковин, площадью не более 20 мм2 и с вкраплениями крошек: не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 4% к массе в весовом.

Цвет

Естественный для выпеченного  изделия цвет, одинаковых оттенков, равномерный. Допускается более  темная окраска выступающих частей рельефного рисунка и краев печенья, а также нижней стороны печенья и темноокрашенные следы от сетки печей или трафаретов.

В фасованном печенье  для экспорта общий тон окраски  отдельных изделий должен быть одинаковым в каждой упаковочной единице.

Вкус и запах

Свойственные данному  наименованию печенья, без посторонних запаха и привкуса.

Вид в изломе

Пропеченное печенье  с равномерной пористостью, без  пустот и следов непромеса.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования