Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение процессов управления качеством на ЧУП «Пантек», разработка рекомендаций по совершенствованию управлением качества выпускаемой продукции на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы управления качеством на предприятии;
проанализировать практику оценки и повышения системы качества продукции на предприятии;
осуществить анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на качество продукции;
разработать рекомендации по совершенствованию оценки уровня качества продукции на предприятии.

Содержание

Введение …5
1 Современное состояние и подходы к управлению качеством продукции ..7
1.1 Значение повышения качества продукции в современных условиях 7
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 10
1.3 Основные аспекты управления качеством продукции 12
1.4 Управление качеством продукции на основе стандартов
ИСО серии 9000:2000 15
1.5 Управление качеством пищевой продукции на основе принципов
ХАССП 22
2 Управление качеством продукции на ЧУП «Пантек» 24
2.1 Организационная система предприятия ЧУП «Пантек». 24
2.2 Методы управления качеством, применяемые на ЧУП «Пантек». 25
2.3 Система менеджмента качества на ЧУП «Пантек» и ее оценка. 32
3 Пути совершенствования управления качеством продукции
на ЧУП «Пантек». 35
3.1 Совершенствование управления качеством продукции
на основе стандартов ИСО серии 9000:2000. 35
3.2 Применение принципов ХАССП в управлении качеством продукции. 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Программа «Качество» на ЧУП «Пантек» на период
с 2008 по 2012 г……………………………………………59
Приложение Б Определение и оценка качества сахарного печенья изготовителем………………………………………………………………63

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1..doc

— 586.00 Кб (Скачать файл)

Сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую  основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.

Проблеме повышения качества продукции в Республике Беларусь уделяется огромное внимание. В настоящее время одной из серьезнейших проблем для предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В связи с  этим в 2009 научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) был подготовлен государственный стандарт «Система менеджмента качества». Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества, Требования) и освещает такие важные для современного предприятия понятия, как система менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, создание продукции, мониторинг, измерение, документированная процедура.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего  времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна соблюдаться баланс всех составляющих профессионального влияния на качество. [2]

Значение качества продукции состоит в том, что  только качественная продукция открывает  экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции белорусских  производителей и ее успешной конкуренции  на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы с присуждением их победителям почетных наград. Основная цель таких мероприятий – помочь предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупаются благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость  изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества производства товаров и услуг, где требованиям и оценкам потребителей отведено основное значение. [3]

    1. Факторы, влияющие на качество продукции

 

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутреним относятся факторы, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы:

    1. технические;
    2. организационные;
    3. экономические;
    4. социально – психологические.

Технические факторы  самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение  новой технологии, применение новых  материалов, более качественного  сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы  обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

Анализ внешней среды  дает возможности организации для  прогнозирования ее возможностей, для  составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных  факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить  игнорировать фактические или возможные  реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

Конкурентоспособность продукции или услуги зависит  от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти  факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции.

Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров  на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Таким образом, факторы  определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции. Определить характер такой зависимости и выразить это количественно трудно. Однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров. [4]

 

    1. Основные аспекты управления качеством продукции

 

Проблема качества провоцирует улучшение уровня жизни, повышение экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии, организация производства, маркетинг.

В одном из первых учебников по научным основам управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами. Кроме того, в обществе происходит управление людьми, которые как главная созидательная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Управление же было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

В современной же теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

1. Принятие решений  “что производить?” и подготовка  технических условий. Например, при выпуске нового продовольственного товара необходимо решить, кто станет основной целевой группой потребителей.

2. Проверка готовности  производства и распределение  организационной ответственности. 

3. Процесс изготовления  продукции или предоставления  услуг. 

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных  планов по качеству.

Осуществление перечисленных  этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

Приведем более подробное содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается  качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе  качество означает ту степень, в которой  работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.

На сегодняшний день удачным примером предприятия с  усовершенствованной системой управления качеством на рынке пищевой промышленности является ОАО «Мозырьсоль».  ОАО "Мозырьсоль" - крупнейший производитель вакуум–выварочной пищевой соли на территории СНГ и Западной Европы с производственной проектной мощностью — 360 тысяч тонн соли в год. Основная специализация предприятия — добыча и производство поваренной пищевой выварочной соли сорта экстра. Миссия предприятия. Миссия предприятия: перенести экологическую чистоту, которой славится Беларусь,  в свою продукцию, давая возможность каждому потребителю воспользоваться её ценнейшим потенциалом для здоровья и красоты. Продукция предприятия характеризуется высоким качеством, что неоднократно подтверждалось международными сертификатами качества. Благодаря этому продукция предприятия пользуется высоким спросом не только на рынке Республики Беларусь, но и за ее пределами, т.к. география поставок невероятно широка. Продукция экспортируется на рынки РФ, Украины и других стран СНГ и Западной Европы.

Однако, не редки случаи, когда товары фирмы могут соответствовать внутренним техническим условиям (этап первый); состав продукта может быть выдающимся (этап второй); но все же данный продукт может не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя.

Система управления качеством  продукции опирается на следующие  взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Система управления качеством  продукции включает следующие функции:

1. Функции стратегического,  тактического и оперативного  управления.

2.Функции принятия  решений, управляющих воздействий,  анализа и учета, информационно-контрольные. 

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам  и условиям.

Стратегические функции  включают:

  • прогнозирование и анализ базовых показателей качества;
  • определение направлений проектных и конструкторских работ;
  • анализ достигнутых результатов качества производства;
  • анализ информации о рекламациях;
  • анализ информации о потребительском спросе.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования