Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать управление качеством продукции на предприятии на примере ОАО «Фармстандарт-Лексредства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить основные понятия работы, такие как «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции»;
- изучить историю развития систем управления качеством;
- определить методы исследования управления качеством;
- рассмотреть качество продукции как объект управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ФАРМСТАНДАРТ-ЛЕКСРЕДСТВА» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Вложенные файлы: 1 файл

42-павла (5).docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

Для выполнения шестого  задания повышения эффективности управления качеством будем использоваться также комплексный метод.

Комплексный метод – сочетание различных методов при изучении сложного феномена, причем предполагается их взаимосвязь и взаимодополнительность, поскольку системность изучения и осмысления должна отражать системность самого объекта [21, 71].

В нашей работе этот метод  будет использован для анализа преимущества и недостатков управления, чтобы выделить пути улучшения ппроцесса управления и повышения качества систем для достижения целей, поставленных перед ними. 

Для выполнения седьмого задания предложения по усовершенствованию системы качеством будем использовать анализ документов.

Анализ документов –  это совокупность методических приёмов  и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

Метод анализа документов – два основных типа анализа:

  • традиционный, или классический;
  • формализованный, или количественный (контент-анализ) существенно различаются между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки.

Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Это один из широко используемых и достаточно эффективных методов сбора первичной информации. Применяется на всех этапах исследования. С одинаковой степенью может быть использован для получения описательной и оценочной информации, как самостоятельный метод и в комбинации с другими методами. Применим при анализе всех сфер жизнедеятельности.

В нашей работе этот метод  будет нужен для развития предприятия. Надо обладать официальными документами (лицензия, должностная инструкция, свидетельство про регистрацию  частного предпринимателя), чтобы всё  в порядок. Рекомендации по оптимальному выбору современных подходов к эффективной управления качеством продукции в привилегированное положение, поэтому надо обеспечить содержании документов в соответствии с законами.

По нашему мнению, использование научных методов может помочь нам понять значения каждых пунктов логическом мышлением. В работе мы используем такие методы как абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.

Эти методы позволят нам  эффективно решать наши проблемы в работе.

 

 

Выводы к первому  разделу

 

В пункте 1.1. мы уточнили понятия управление, качество, продукция, качество продукции, управление качеством, управление качеством продукции. Выяснили, что качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Управление качеством продукции – деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.

В пункте 1.2. мы уточнили историю развития систем управления качеством. В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов. Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Второй этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица). Третий этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества – стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

В пункте 1.3. мы уточнили методы исследования управления качеством. По нашему мнению, метод является путём исследования и способом достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Использование методов может нам помогать понимать значения каждых пунктов логическом мышлением. В работе мы используем такие методы как абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Управление качеством продукции предприятия на примере оао «Фармстандарт-Лексредства»

 

 

2.1. Качество продукции  как объект управления

 

При рассмотрении проблемы качества продукции как объекта управления, важным остается взгляд на сам процесс управления.

В одном из первых учебников  по научным основам управления производством  подчеркивалось, что управление в  широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию  общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать  управление машинами, механизмами и  процессами. Кроме того, в обществе происходит управление людьми, которые  как главная созидательная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и  потребления материальных благ. Поэтому  управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей  для организации и координации  их деятельности в процессе производства [8, 3].

Большой энциклопедический  словарь трактует управление как  элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [19, 17].

В настоящее время  в различных информационных источниках содержатся многообразные определения  термина «управление», то есть управление – это достаточно распространенное, но не стандартизированное в общем смысле понятие.

Так, например, В.В. Окрепилов определяет управление двояко: как процесс целеполагания и как деятельность по достижению поставленной цели [37, 14]. Однако, по нашему мнению, данная трактовка управления несколько узка.

Значительное внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э.М. Короткова. В частности, в работе «Концепция менеджмента», выявляя потребность в управлении, он отмечает, что «вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна» [32, 18].

 Управление, по определению ученого, это вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития совместного труда, его разделения и кооперации, это объективная потребность всякой деятельности человека [18, 54].

Проведенное исследование позволило сделать вывод о  том, что управление – это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности» [18, 53].

Предложенный подход позволяет выделить основные составляющие процесса управления [18, 54], включающие: процесс превращения цели в согласованную  деятельность; функционирование системы  управления, взаимодействие звеньев; разработку управленческих решений; деятельность менеджера во времени и пространстве; последовательность действий, составляющих управление (воздействие); процесс формирования воздействия; решение проблем развития предприятия. Всеобщее управление качеством  представляет собой технологию руководства  процессом повышения качества. Ее основными составляющими являются: коренная система; система технического обеспечения; система постоянного  развития принципов и содержания TQM.

Необходимо отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое  наряду с понятием «управление», с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление качеством», а также теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в основном о термине «управление качеством продукции». Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [26, 28]. Это же определение приводит Т.В. Корнеева. Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения» [24, 37].

В соответствии с приведенными определениями составлена схема  процесса управления качеством (Рис. 1.1.) [18, 28].

 

Рис. 1.1. Содержание процесса управления качеством продукции

Таким образом, управление качеством  продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера  и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий  по обеспечению запланированного уровня качества продукции.

Международный стандарт ИСО 8 402 определил  управление качеством как «методы  и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [21, 185]. Однако, по нашему мнению, и это определение не отражает реальной сущности управления качеством. После его прочтения возникает закономерный вопрос: почему управление качеством включает только оперативные меры и не затрагивает стратегические аспекты. Указывая на оперативный характер мер, авторы стандарта подчеркивают, что это те методы и действия, которые реализуются в текущем отрезке времени, при этом не определяется допустимая продолжительность этого отрезка. Фактически получается, что действия, выходящие за его пределы, не могут быть отнесены к управлению качеством. А это, на наш взгляд, в корне не верно.

Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться  именно в оперативном порядке. Но в то же время управление качеством  обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых  невозможна и оперативная деятельность.

В современных условиях, по нашему мнению, управление качеством  представляет собой определенную стратегию  и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций  и каждого человека. При этом все  термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся  и к управлению качеством.

Управление качеством  также возникло как объективная  потребность человечества, первоначально  в высоко классном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в  достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически  игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно «отец научного управления» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество продукции.

Под управлением качеством  понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения  требуемого качества продукции. Такое  понимание управления включает три  элемента: субъект управления, объект управления и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством.

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет  процессный подход к управлению как  один из подходов, рассматриваемых  в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить  управление качеством как непрерывную  цепь логически взаимосвязанных  функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив  состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную  концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством ).

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства"